Как развивать ребенку речь в 9 лет. Когда начинать развивать речь у ребенка? Что нужно, чтобы ребенок заговорил правильно: советы, рекомендации, памятка по развитию речи у ребенка. Какие факторы влияют на развитие речи

Как развивается речь ребенка до 3 лет, какие физические и психологические процессы происходят в этот период, как помочь малышу в развитии речи.

Раннее детство и развитие речи

Ранний возраст (от рождения до 3 лет) — особый период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом этапе, первые годы жизни не имеют себе равных. А еще это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи. Что будет упущено сейчас, позже может потребовать двойных усилий!

Удивим ли мы вас, если скажем, что речевые способности ребенка начинают развиваться еще до его рождения? А это именно так. Давайте выясним, а что, собственно, влияет на становление речи у малыша.

Какие факторы влияют на развитие речи

  • Биологические: наследственность; правильное строение и функционирование центральной нервной системы, речевых центров в мозге, органов слуха и речи; здоровая беременность и благополучные роды; здоровое физическое и психическое развитие после рождения.
  • Социальные: полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка, благоприятная развивающая среда.

Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет

Младенец учится общаться с внешним миром с самого момента появления на свет. Давайте взглянем, как протекает речевое развитие детей раннего возраста на протяжении первых 3 лет жизни ребенка.

Нормы развития речи у детей от 0 до 3 лет

  • 0 - 2 месяца. Крик. Первой формой коммуникации для ребенка становится плач. Малыш плачет, когда голоден, ему некомфортно или он устал.
  • 2 - 3 месяца. Гуление. На смену плачу приходит гуление. Появляются звуки «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г». Ребенок учится понимать обращенную к нему речь и управлять своими звуковыми интонациями.
  • 3 - 6 месяцев. Лепет. Малыш начинает лепетать с самим собой и издавать звуки при обращении к нему. Поворачивает голову в сторону звука. Замирает в ответ на внезапный громкий звук. По-разному плачет в зависимости от потребностей: «я голоден», «я устал». Узнает свое имя и реагирует на него.
  • 6 месяцев. Первые слоги. С 6 месяцев можно заметить, что ребенок предпочитает всем другим строго определенные звуки: «ба», «ма» (научиться произносить их легче всего). Он может повторять их бесконечно: ему нравится, как они звучат.
  • 7 - 9 месяцев. Комбинации слогов. Лепет прогрессирует до произнесения одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба».
  • 9 - 11 месяцев. Звукоподражание. Малыш имитирует звуки речи взрослых. Откликается на имя. Понимает значение слова «нет».
  • 11 - 13 месяцев. Первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов: «папа», «мама», «баба», «дядя». 12 месяцев. Малыш всем видом демонстрирует интерес и внимание к речи других, повторяет и по-новому комбинирует звуки, соединяет их в «слова», имитируя речь взрослого. Понимает и выполняет простые односложные инструкции («садись»). Машет рукой «пока-пока», покачивает головой «нет». Использует жесты и звуки для привлечения внимания. Интересуется книжками.

Редкий родитель может знать, какие признаки указывают на отклонения в развитии ребенка. Поэтому для профилактики обязательно посещайте детского невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцев.

  • 18 месяцев. Малыш легко повторяет часто слышимые слова. Знает различные части тела и указывает на них. Осваивает несложные слова (к возрасту 2 лет их запас может колебаться от 20 до 50). Отвечает словами или жестами на вопросы: «Где мишка?», «Что это?». Любит, когда ему читают. По просьбе взрослого указывает пальцем на картинки в книге. 2 года. Первые предложения (из двух слов). Усвоенные к 2 годам простые слова двухлетний ребенок может легко соединять в сочетания: «Мама, дай», «Хочу это», «Где киса?». Понимает простые инструкции из двух последовательных действий: «Найди своего мишку и покажи бабушке». Словарный запас может расшириться до 150 - 200 лексем, а окружающие уже могут понимать половину произносимых ребенком слов. Малыш начинает использовать местоимения, прилагательные и предлоги. Правильно держит в руках книгу. «Читает» своим игрушкам.
  • 3 года. Многословные предложения (из трех и более слов). В 3 года заканчивается период раннего детства. К этому переломному моменту ребенок умеет составлять предложения из трех и более слов. Различает цвета и определения размера. Помнит и повторяет знакомые ритмы, мелодии, истории. Некоторые трудности звукопроизношения все еще могут сохраняться (свистящие, шипящие, гласные звуки). Словарный запас расширяется настолько, что родители уже не могут с точностью подсчитать, из скольких слов он состоит. В целом малыш уже готов высказаться по любому поводу.

Кто быстрее: мальчики или девочки

Конечно, каждый малыш уникален и развивается своими темпами. На практике небольшая задержка в развитии речи может оказаться лишь индивидуальной особенностью. Более того, повлиять на темпы развития речи могут: болезнь, стресс, дефицит общения с окружающими взрослыми или мультилингвистическая среда, в которой растет малыш.

И все равно бывает очень сложно отказаться от искушения сравнить своего ребенка с другими. Почему некоторые дети в возрасте 2 лет уже читают на память отрывки из «Мойдодыра» и говорят целыми фразами, в то время как другим требуется еще 1,5 - 2 года, чтобы оказаться на том же уровне? Стоит ли беспокоиться по этому поводу?

В современной психологии выделяются два типа детей с нормально развивающейся речью: «говоруны» и «молчуны».

  • «Говоруны» проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда они начинают говорить раньше, чем другие дети.
  • «Молчуны» склонны к созерцательности. Им всегда требуется адаптироваться к новой обстановке. Могут начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов. Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому родители должны постараться внимательно реагировать на вопросы ребенка. Однако, если «молчун» не начал говорить к 2 - 3 годам, нужно обратиться к специалисту.

По статистике, у мальчиков речь начинает развиваться позже, чем у девочек. Одна из причин кроется в физиологии. Созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса: к 2 годам у девочек он обычно вдвое больше, чем у мальчиков того же возраста. Плюс они эмоциональнее по своей природе и с радостью делятся всеми своими впечатлениями, а мальчики склонны проявлять большую вербальную сдержанность, высказываясь только «по делу».

Помимо этого, многочисленные исследования показали, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Вполне логично, что более активные малыши могут начать демонстрировать продвинутые речевые навыки раньше своих медлительных сверстников.

Игры с ребенком способствуют развитию речи. Стимулируйте его больше двигаться, и малыш с удовольствием подхватит игру.

Как помочь развитию речи детей раннего возраста

Что же мы, родители, можем делать с самого рождения ребенка для того, чтобы он заговорил естественным образом?

Напомним вам, что сенсорный канал восприятия информации о внешней среде (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) у детей в первые годы жизни основной. Поэтому ответ лежит на поверхности: необходимо давать ребенку как можно больше информации об окружающем мире, как можно больше любого рода сенсорных ощущений и стимулов. Поговорим об этом.

  • Осязание. Чувство № 1 в первое время. Теплые мамины руки, ее ласковые прикосновения, поглаживания, массаж, гимнастика, игрушки разных форм и фактур, пальчиковые игры — чем больше всего этого, тем лучше. Знание о самом себе, своем теле и его ощущениях формируется благодаря контактам с окружающей средой, поэтому максимально разнообразьте тактильные ощущения ребенка. Вода разной температуры (осторожно!), мягкий тканевый и резиновый мячики, пластмассовая погремушка и деревянный кубик, пальчиковые краски на палитре, песок в детской песочнице, фасолинки в банке и т. д. — мир так богат для тренировки чувства осязания!
  • Слух. Давайте малышу как можно больше информации, которую он может воспринимать на слух: звуки музыки, природы, бытовых приборов в доме, шум улицы из окна и, конечно, звуки родной речи. Разговаривайте с крохой всегда и обо всем. У мамы это получается само собой, ведь речью сопровождаются любые ее действия: она озвучивает пеленание, кормление, купание, укладывание. Она называет предметы, окружающие ребенка, указывая на них. Когда малыш начинает гулить, мама «поддерживает разговор»: отзывается на звуки, которые издает кроха, повторяет их и знакомит его с взрослой речью, которой малыш по мере взросления будет пытаться подражать.
  • Зрение. Мы заинтересовываем малыша окружающими его предметами, чтобы он научился фокусировать зрение и удерживать свое внимание на значимых объектах. Чтобы помочь ребенку концентрировать внимание, можно подвесить над кроваткой яркие цветные предметы (например, воздушные шары, пушистые помпоны — они достаточно легкие и непременно привлекут внимание). Некоторые модели мобилей укомплектовываются съемными игрушками — это помогает взрослым обеспечивать ребенку богатое стимулами пространство и разнообразить его. Это для самых маленьких. Позже арсенал предметов окружающей действительности может пополняться бесконечно и за счет игрушек в доме, и за счет тех визуальных впечатлений, которые малыш будет получать, оказываясь вне дома: на городской улице, на речке, в лесу, в зоопарке.
  • Вкус. Мамино молоко, вода, чаи, соки, протертая и твердая пища — какое разнообразие консистенций и вкусов! Знакомьте малыша с ними, постепенно расширяя ассортимент продуктов, которые вы вводите в детское питание. Чем раньше ребенок познакомится с основными вкусами, тем менее привередлив в еде он будет позже.

Когда наступает время первого прикорма, например из линии «Агуша Первая ложка», важно называть продукты, которые мама предлагает малышу. Творог, кефир, сок, фруктовое пюре — это возможность знакомить малыша с названиями фруктов, овощей, рассказывать о животных. Например, о корове, которая дает молоко, говорит «му» и пасется на лугу.

  • Обоняние. Знакомство с запахами не только обогащает восприятие общей картины мира, но и создает у малыша определенное настроение, ассоциации и впоследствии — приятные воспоминания. Запах свежеиспеченного хлеба и бабушкиного варенья, осенней листвы и весеннего таяния снега, грибов и полевых цветов — сколько воспоминаний за каждым из них! Не забывайте про эту сторону восприятия, узнавайте запахи вместе с ребенком, учите его различать их и сравнивать — вдруг у вас растет будущий парфюмер?
  • Крупная моторика (движения крупных мышц: корпус тела, руки, ноги). Важно мотивировать малыша активно двигаться начиная с первых недель жизни. Если вы считаете, что ребенка надо пеленать, не забывайте выделять достаточное количество времени, чтобы малыш мог свободно махать ножками и ручками. Когда кроха подрастет, создайте безопасное пространство для свободного движения в доме.
  • Мелкая моторика (тонкие движения кистей рук и пальцев). О том, что мелкая моторика и речь связаны, не слышал разве только новорожденный. Связь эта объясняется близостью расположения речевых моторных и двигательных центров в головном мозге. Поэтому любая активность, направленная на стимулирование мелкой моторики, положительно влияет и на формирование речи. И не забываем о развитии навыков самообслуживания с раннего детства: чашка, зубная щетка, столовые приборы, пуговицы на одежде, молнии и шнурки на ботинках — отличные тренажеры!

Речь — это продукт работы мышц и органов речевого аппарата, и, как и в случае тренировки любой другой мышцы, речь нужно развивать последовательными и регулярными занятиями. Поговорим об этих занятиях и об упражнениях, которые нужно включить в ежедневную «речевую зарядку» ребенка.

Как правильно формировать речь

  • Отзывайтесь на гуление и лепет ребенка, подражайте его звукам, повторяйте их.
  • Говорите с малышом, когда ухаживаете за ним: пеленаете, кормите, купаете. Разговаривайте с ним в течение всего дня.
  • Читайте яркие разноцветные книжки каждый день.
  • Повторяйте короткие ритмичные стишки, потешки.
  • Учите ребенка именам близких людей и названиям всех окружающих его предметов.
  • Берите кроху с собой в новые места, бывайте с ним в разных ситуациях.
  • Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и т. д.).
  • Поощряйте попытки ребенка произносить новые слова.
  • «Проговаривайте» с малышом новые ситуации, в которых он оказывается, до, во время и после события.
  • Смотрите на кроху, когда разговариваете с ним.
  • Детально и красочно описывайте ребенку, что он слышит, видит, делает и чувствует.
  • Ставьте малышу детские песенки и сказки.
  • Разговаривая со своим маленьким собеседником, не подражайте детскому произношению, следите, чтобы ваша речь была четкой, выразительной (но без сюсюканий), грамотной, простой и ясной.
  • Хвалите ребенка каждый раз, когда он сам инициирует общение с вами.
  • Следите за тем, чтобы малыш не обозначал окружающие предметы звукопроизношениями. Родители могут употреблять упрощенные формы слов «дай», «ам-ам», «ту-ту» при общении с ребенком до года. Это поможет ему включиться в процесс развития речи. Потом желательно упрощенные слова сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: «Ту-ту!» — мама отреагировала: «Да, поезд поехал». Малыша спрашивают: «Кто это?» — он отвечает: «Гав-гав», — мама объясняет, что «гав» говорит животное «собака».
  • Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, делайте это тактично, иначе ребенок может потерять к вам доверие.
  • Обогащайте упрощенную речь ребенка: «Еще сок», — «Таня хочет еще апельсинового сока».
  • Выбирайте не повествовательный, а описательный стиль общения («Вон летит ворона» — «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать»).
  • Выслушивайте ответы ребенка на ваши вопросы, поощряйте его попытки высказаться.
  • Помогайте малышу учиться слушать и выполнять инструкции через простые просьбы, называя последовательность действий (лучше в игровой форме): «Сходи в свою комнату и принеси мишку».
  • Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Поэтому играйте с малышом!
  • Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте крохе полезные поручения. Передавайте через него просьбы к другим взрослым. Благодарите за помощь.
  • Каждый день читайте; возможно, чтение должно стать частью вечернего ритуала отхода ко сну.
  • Всегда внимательно слушайте, когда ребенок говорит с вами.
  • Объясняйте малышу, о чем вы думаете, что планируете, делаете, как рассуждаете.
  • Задавайте ребенку вопросы, стимулируя его к размышлениям, побуждайте его к ответам.
  • Обсуждайте с малышом, как он провел день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты.
  • Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.
  • Показывайте ребенку, что вы внимательно его слушаете: кивайте, улыбайтесь, отвечайте на его вопросы.
  • И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи.

Важно, чтобы у мамы (или другого заботящегося о малыше взрослого), несмотря на загруженность, сохранялся позитивный настрой на жизнь и общение. Поэтому берегите себя, мамы, старайтесь выкраивать минуты отдыха и переключаться на встречи с друзьями, любимые книги, походы в театр. Это нужно не только вам, но и вашему малышу!

На что обратить внимание

График развития речевых навыков был приведен выше. Дети развиваются по-разному, и даже самые талантливые говоруны могут освоить все необходимые навыки в своей возрастной категории, только когда достигнут ее верхней границы. Поэтому нормы своевременного развития не всегда служат надежными ориентирами для понимания того, правильно ли овладевает речью конкретный ребенок.

Мы зайдем с другой стороны и подскажем, что должно стать поводом для обращения к специалистам:

  • К концу 1-го месяца ребенок не кричит перед кормлением;
  • К концу 4-го месяца не улыбается, когда с ним говорят, и не гулит;
  • К концу 5-го месяца не прислушивается к музыке;
  • К 7-му месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;
  • К концу 9-го месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;
  • К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;
  • К 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);
  • К 1 году 4 месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;
  • К 1 году 9 месяцам не может произнести 5 - 6 осмысленных слов;
  • К 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет просьбы из двух действий («пойди в комнату и возьми книгу»), не узнает близких на фотографиях;
  • В 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может назвать свое имя и фамилию; говорит так, что его не понимают окружающие; говорит очень быстро, проглатывая окончания, или очень медленно, растягивая слова.

Логопедические занятия по развитию речи у детей

Если вас что-то беспокоит в том, как ребенок осваивает родную речь, не тяните, поговорите с педиатром — при необходимости он направит на дополнительные консультации к неврологу, логопеду, дефектологу, психологу, окулисту, отоларингологу. Если некоторые нарушения развития речи были обнаружены, то ваша совместная работа с этими специалистами (при условии следования их инструкциям и выполнения домашних заданий) обязательно даст положительный эффект и приведет к намеченной цели.

Что может сделать логопед. Логопед — это, пожалуй, самый главный помощник родителей в данном случае. К логопеду нужно обращаться, даже если ребенок не выговаривает всего пару букв. Специалист не только выявит дефекты, но и начнет работать над исправлением произношения. Он владеет всеми тонкостями артикуляционной гимнастики и массажа и обязательно поможет, используя свой профессиональный опыт.

Обычно при обращении к логопеду назначаются регулярные занятия с применением различных техник для развития языковой подвижности, которые специалист считает эффективными в конкретном случае. Важно точно и ежедневно выполнять указания и регулярно посещать консультации. Только совместными усилиями можно в короткий срок успешно преодолеть логопедические проблемы при речевых нарушениях.

Можно делать некоторые упражнения и самим, но важно следить за тем, чтобы малышу было интересно: пусть занятия проводятся в игровой форме, не будут поначалу длиться больше 5 минут, и лучше делать их каждый день. Не забывайте хвалить ребенка.

Формирование речевых навыков происходит естественным образом, когда малыш растет в принимающей среде, в которой обеспечены возможности для его непрерывного развития. Задача родителей в период младенчества и раннего детства — обеспечить ребенка вниманием, поддержкой и общением.

Поэтому в заключение мы хотим вам напомнить о самом важном. Как бы ни развивался ваш малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное — помнить о том, что ребенку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами. Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для развития ребенка.

Если вы самостоятельно проводите с ребенком развивающие занятия, наберитесь терпения (возможно, результат не будет виден сразу) и не бросайте начатое дело. И вы с вашим малышом обязательно добьетесь успехов!

Какие ошибки могут совершать родители при развитии речи ребенка?

Часто ребенка излишне опекают и берегут, стараются предугадать его желания — конечно, из любви к нему. Но тогда у малыша не формируется стремление трудиться самостоятельно, он не учится выражать свои мысли с помощью речи, и многие процессы в его развитии могут тормозиться.

Понять ребенка буквально с полувзгляда близким помогает интуиция и любовь. Но общение с малознакомыми людьми в непривычных условиях будет для него затруднительным, а в худшем случае — остро дискомфортным. Чтобы этого не произошло, по мере взросления нужно чаще вступать в разговор все с новыми и новыми собеседниками, и тогда ребенок просто будет вынужден совершенствовать навыки понимания речи.

Некоторые родители занижают, а другие — завышают требования к речи малыша. В первом случае от ребенка ничего не требуют, все его желания угадываются и сразу исполняются, во втором — постоянно пристают: «Скажи!», «Повтори!». Иногда в одной семье используется сразу два крайних подхода: например, папа требует, а бабушка опекает. Это очень неблагоприятно сказывается на речевом развитии ребенка.

Старайтесь исключить сюсюканье, «детский лепет», постоянные звукоподражания в общении с малышом. Речь родителя — образец для ребенка.

Родители могут говорить очень быстро или, наоборот, чересчур медленно, без пауз и различных интонаций, монотонно. Важно использовать все богатство и разнообразие языка при развитии речи ребенка.

Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития малыша. Избегайте переутомления от речевых занятий, заучивания стихов.

Когда нужно обратиться к логопеду

Следует обратиться к логопеду, если:

До 2,5 лет у ребенка не появилась речь или словарь малыша составляет не более 10 слов. Квалифицированный специалист-логопед умеет не только корректировать звукопроизношение, но и стимулировать появление речи у неговорящих детей;

Ребенок в 1,5 - 2,5 года не произносит нормальных, понятных слов типа «мама», «баба», «би-би», «кошка», «пить», «иди», а говорит на «своем» языке, причем много и активно (не нужно дожидаться 3 лет — идите к логопеду прямо сейчас);

Ребенок 4 - 5 лет смягчает все звуки: «кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»;

Ребенок 3 лет и старше искажает слоговую структуру слова, пропускает, переставляет слоги, добавляет новые: «пувица» — «пуговица», «гебимот» — «бегемот», «пепитан» — «капитан»;

Ребенку больше 6 лет и он не произносит какие-либо звуки родного языка. В это время фонетическая система полностью сформирована, и малыш должен говорить правильно;

Ребенок начал повторять первые звуки, слоги, слова (появились речевые запинки).

Также стоит быть внимательнее, если малыш изучает сразу несколько иностранных языков: иногда в таких случаях у него может развиться дисграфия — нарушение овладения письменной речью. Чтобы не было отклонений, нужно заниматься с малышом, как только он познакомится с буквами — обычно это умение приходит в 4 - 6 лет.

Как создать правильную среду для развития речи?

С ребенком нужно постоянно беседовать, проговаривая ситуации: одевание, раздевание, умывание, купание, еда, прогулка и подготовка ко сну. Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении и просмотре мультфильмов.

Примеры проговаривания ситуаций

1) Умывание. «Давай с тобой умоемся, включи воду. Нет, сделай воду теплее. Вот мыло. Бери его и намыливай ручки. Клади мыло в мыльницу. Три руки хорошо, а теперь смоем мыло. Подставляй ручки под воду. Теперь давай умоем лицо. Закрывай кран. Молодец. А где полотенце? Бери его и вытирай лицо и руки. Какой ты стал чистенький, умница!»

2) Сборы на прогулку, когда все вещи уже подготовлены. «Сейчас мы пойдем гулять. Где твои штанишки? Вот они. Давай наденем штаны, вот так: сначала на одну ногу, потом на другую. Теперь надо застегнуть их на пуговицу, где она, покажи. Правильно. Неси кофту. Что на ней нарисовано? Уточка, правильно. А это что на кофте? Карман, молодец». И так далее.

3) На прогулке. «Ничего себе, смотри, какая погода. Дождик идет, ты правильно сказал. Как хорошо, что ты надел сапожки. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Какая большая лужа! А что это под деревом? Листики упали, и веточки тоже упали. А какого цвета листики? Красного и желтого. Много листьев. Покажи, как много листьев».

Ребенок слышит речь взрослого и узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает значимую для него ситуацию, значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании малыша.

Анна Андреевна Притворова, логопед

Речь является инструментом интеллектуальной деятельности, формой общения индивидов друг с другом и способом существования нашего сознания. Значение речи для человека огромно. Особую роль речь играет и в гармоничном развитии ребенка на всех стадиях его физиологического, интеллектуального и психологического роста. Некоторые малыши поражают умением красиво говорить и точно выражать свои мысли даже в самом младшем возрасте. А другие и к школе не могут выразить и объяснить, казалось бы, самые простые вещи. Речь «запоздалых» детишек бедна и косноязычна. Они не понимают значения слов и смысла фраз. А самые серьезные проблемы начинаются у таких детей в школе – они плохо учатся, с трудом общаются со сверстниками и часто уже через пару лет имеют серьезные комплексы и психологические проблемы.

Оценить уровень речевого развития вашего чада помогут различные логопедические и психологические методики, однако их проведение требует участия профессиональных специалистов. Предварительно родители могут провести анализ речевого развития своего малыша, используя фрагмент опросника готовности к школе Дж.Чейпи. Так, блок «Речевое развитие» в этом опроснике включает следующие вопросы:

  • Четко ли ребенок выговаривает слова?
  • Способен ли он рассказать историю или ситуацию, которая произошла с ним на улице, в детском саду или дома в ваше отсутствие?
  • Может ли ребенок обозначить основные окружающие его предметы и объяснить их предназначение?
  • Насколько легко малыш отвечает на вопросы взрослых?
  • Достаточный ли у ребенка словарный запас по сравнению со сверстниками?
  • Грамотно ли говорит ребенок?
  • Пользуется ли ребенок предложениями из 5-7 слов?

Если на один и более вопросов будет получен отрицательный ответ, родителю стоит задуматься над тем, чтобы начать заниматься с ребенком и активно развивать его речь. На что стоит обратить внимание в первую очередь?

Такие игры не только станут веселым и увлекательным занятием для малыша, но и помогут ему формировать красивую и правильную речь.

  • Словарный запас . Ежедневно обогащайте словарный запас ребенка. Старайтесь, чтобы каждый день ребенок узнавал значение нескольких новых слов. Можно записывать все эти слова в специальный словарик. Так вы увидите, сколько новых слов малыш узнал с начала ведения этого дневника, а также сможете время от времени устраивать ребенку проверку по выученному материалу.
  • Общение со взрослыми детьми . Как правило, в семье, где есть другие дети, младший ребенок говорит красивее, чем его сверстники. Если малыш тянется к старшим детям, не отводите его от них, разрешите общаться и играть не только с его ровесниками.
  • Пальчиковые игры. Научно доказано, что мелкая моторика непосредственно связана с речью ребенка. Именно поэтому «пальчиковые» игры для малышей трудно переоценить. Это могут быть и специально разработанные пальчиковые игры, и выполнение ежедневных действий (завязывание шнурков, застегивание пуговиц), и перебирания мелкой крупы (риса, гречки и пр.), и лепка из глины или пластилина, и нанизывание бисера на нитку и т.д.
  • Экскурсии и путешествия . Ничто так не помогает развивать кругозор и речь ребенка как положительные эмоции, связанные с переменой обстановки. Как уверяют детские психологи: после каникул, проведенных вне дома, у ребенка наблюдается скачок в развитии, в том числе и в расширении словарного запаса. Поэтому так важно постоянно вывозить ребенка из дома: в музеи, на экскурсии по близлежащим окрестностям, а организовывать путешествия в другие города и страны.
  • Интересные факты о речи детей:

    • Считается, что возраст 7 лет является самым благоприятным для развития красивой речи у ребенка.
    • По статистике: более половины современных дошкольников имеют проблемы звукопроизношения.
    • Одной из сложных форм речевой патологии у детей является ОНР (общее недоразвитие речи). Основные признаки этого заболевания: появление первых слов только к 3-5 годам, неустойчивое внимание, плохая память.
    • Среди других серьезных речевых патологий различают: дизартрию, алалию, заикание, задержку речевого развития (ЗРР), риноалию.
    • Если ребенок не научился говорить к 6-ти годам, вероятность того, что его речь так и останется до конца жизни на примитивном уровне – огромна.
    • Мальчики подвержены проблемам с речью в три раза чаще, чем девочки.

    Нормы речевого развития ребенка от рождения до 7 лет

    Возраст

    Признаки речевого развития

    2 месяца

    Произношение отдельных звуков.

    6 месяцев

    Гуление, реакция на обращение по имени, произношение некоторых согласных звуков (б, п, м), имитация звуков.

    1 год

    Подражание некоторым словам, умение произносить не менее 10 простых слов, понимание более 20-30 слов.

    2-й год

    Использование более 30-ти простых слов, появление первых вопросов (кто? где?).

    3-й год

    Появление более связанной речи, усложнение предложений, разнообразие интонаций, появление прилагательных, умение употреблять слова во множественном числе, появление вопросов взрослым, расширение словарного запаса (более 200 слов).

    4-й год

    Использование более распространенных предложений (более чем 4-5 слов), способность отвечать на несложные вопросы, использование глаголов. Словарный запас – до 1 тыс. слов.

    5-й год

    Использование развернутых предложений, сочинение коротких рассказов, умение называть антонимы к словам. Словарный запас – до 2 тыс. слов.

    6-й год

    Обогащение словарного запаса (до 3 тыс. слов). Умение составлять простые рассказы по картинке и отвечать на вопросы. Речь полностью понятна и в целом грамматически правильна.

    7-й год

    Использование сложных и распространенных предложений, составление длинных рассказов с развитием сюжета. Активный рост словарного запаса.

    В современном мире красивая и грамотная речь является залогом успеха. Правильная речь помогает ребенку свободно общаться с окружающими, успешно учиться и быть уверенным в себе. Как научить ребенка выражать свои мысли?

    С чего начать занятия

    Механизм формирования речи у ребенка запускается с самого первого дня жизни. Чтобы этот процесс протекал быстро и гладко, нам, взрослым, необходимо стать самыми активными его участниками. Это долгосрочное вложение наших сил и эмоций окупится с лихвой уже через три-четыре года, когда мы получим интересного собеседника со своим нестандартным мышлением и суждениями. Развитие речи у детей — это ежедневная работа малыша и родителей. Давайте рассмотрим этапы развития речи у ребенка.

    С чего же начать? Родители являются речевым образцом для ребенка. Вот почему так важно тщательно следить не только за тем, что вы говорите, но и как вы говорите. С самых первых дней стимулируйте речь малыша: говорите с ребенком как можно больше — произносите слова четко, медленно, но эмоционально. Озвучивайте все, что вы делаете, при этом старайтесь не ограничиваться только бытовой речью. Читайте потешки, стихотворения — все то, что ритмично и хорошо ложится на слух. Вместе рассматривайте, точнее, изучайте картинки в полюбившейся малышу книжке, задавайте вопросы. Сначала он будет только показывать то, что вы просите, а затем и пытаться повторить за вами. Играйте вместе с ребенком в игрушки, в театр. Давайте ему образец выстраивания диалогов, ситуаций, и постепенно ребенок ответит вам, а затем и сам будет придумывать условия игры.

    Речь — это сама жизнь, поэтому не замыкайте обучение в рамках печатной продукции и интерактивных игрушек. Окружающий мир, природа вдохновят вашего малыша на новые словесные открытия, разовьют фантазию и пробудят воображение. На прогулках старайтесь обращать внимание на такие детали, как свернувшийся сухой лист, похожий на трубочку, который может стать подзорной трубой или капельку росы, которая вполне может стать самым настоящим морем для муравьев. Летом стройте замки из песка с извилистыми ходами, запускайте совместно бумажные самолеты, выкладывайте на песке рисунки из природного материала. Осенью собирайте букеты листьев (заодно выучите названия деревьев, оттенки цветов), желуди, семена клена, которые потом пойдут на поделки. Зимой лепите снеговиков и раскрашивайте их красками, принесите домой сосульку — пусть она растает в тазике. Весной пускайте кораблики в ручьях, покажите малышу капель, прислушайтесь к чириканью воробьев. Все эти действия укладываются в режимные моменты ребенка и не требуют специальных затрат. Но вот если упустить время, предоставить малыша самому себе, то ближе к школе придется наверстывать упущенное семимильными шагами и то, что так естественно закладывалось в детстве, придется впихивать большими порциями. А от такого информационного переедания, сами знаете, что бывает: , нервозность, нежелание учиться.

    К сожалению, далеко не у каждого родителя есть время и возможность заниматься со своим ребенком системно. На помощь могут придти специалисты-педагоги, — в том числе детские логопеды в детских развивающих центрах. Чаще всего программы в них направлены на то, чтобы ребенок развивался гармонично, получая и усваивая информацию в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

    Ребенок он как маленькая копия, он всегда старается повторить за вами, вы родитель - вы авторитет...
    В статье замечательно все рассказано.
    Но не забывайте что бы ребенок слушал сказки.
    В интернете достаточно много сайтов детскими аудиокнигами, попробуйте зайти и скачать.
    Потом ставьте на компьютере или запишите на диск и пусть ребенок слушает.
    Правильно произнесенные слова в той же сказке... дадут возможность привыкать к правильно поставленной речи. И родной язык будет нравится ребенку. Потому что песни, сказки, рассказы... его уведут в другой мир... Да и глаза будут напрягаться меньше чем при сидении перед телевизором.
    Попробуйте. Да и просите малыша рассказать что он слышал...
    Выйдете из помещения на 5 минут... и... пусть он восстановит вам ход событий пока вас не было...и сравните с тем что на диске...вот и работа над ошибками...
    УДАЧИ ВАМ.
    [ссылка-1]

    29.04.2012 06:32:00,

    Не знаю, как это объяснить, но мой старший ребенок вообще не умел рассказывать по картинкам, не понимал очередность.. сколько я ни билась - результата не было...
    А ведь он был очень развитым ребенком, говорил чисто с полутора лет, большой словарный запас, легко и быстро научился читать и считать и вообще соображал хорошо, сейчас тоже все в полном порядке...
    Короче, мой вывод, что ни о чем это умение не говорит.. Просто кто-то видит эти картинки и умеет складывать в истории, кто-то нет. Допускаю также, что это полезно:) Но и неумение - не фатально:)

    28.04.2012 16:36:45,

    Всего 10 сообщений .

    Еще по теме "Как развить разговорную речь":

    как развить внимательность. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Маленький оратор. Как развивать речь ребенка? Как развивать речь ребенка? Простые и интересные упражнения от логопеда. Для правильного и своевременного развития речи у В какие игры играть с ребенком?

    про лекарства "для речи ". Врачи, поликлиники. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями про лекарства "для речи ". Были мы сегодня у нервопатолога - как я и думала, написала задержка речевого развития.

    Маленький оратор. Как развивать речь ребенка? А ведь он был очень развитым ребенком, говорил чисто с полутора лет, большой словарный запас, легко и быстро научился читать и считать и вообще соображал хорошо, сейчас тоже все в полном порядке...

    Стихотворение о речи. Домашние задания. Образование детей. Но возможно ль мечты человечьи В жертву этим забавам принесть? И возможно ли русское слово Превратить в щебетанье щегла, Чтобы смысла живая основа Сквозь него прозвучать не могла?

    "каша" во рту. Логопедия, развитие речи. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения А у Варвары - из-за каши во рту - не разберешь:(У кого такие дети есть - когда, к какому возрасту речь становится узнаваемой и понятной...

    Маленький оратор. Как развивать речь ребенка? Как развивать речь ребенка? Простые и интересные упражнения от логопеда. Некоторые родители начинают читать своим детям во время третьего месяца беременности, когда слух плода начинает развиваться и воспринимать...

    Слов около 30, связывает их редко, но теперь хоть понятно, чего ребенок хочет. Не склоняет совсем, применяет часто одно слово для Мой своей речи не имел, но стихи рассказывал. К 5годам стала появляться своя речь, сейчас в 11 говорит вполне для своего возраста нормально.

    Маленький оратор. Как развивать речь ребенка? Т.к. старший уже взрослый - а у него была куча речевых диагнозов - и, по сути, все выправили и он вообще в учебе и развитии показал вполне хороший Как развить речь?

    Маленький оратор. Как развивать речь ребенка? Правильная речь помогает ребенку свободно общаться с окружающими, успешно учиться и быть уверенным в себе. Весной пускайте кораблики в ручьях, покажите малышу капель, прислушайтесь к чириканью воробьев.

    Ребенок не умеет объяснить. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Можете записать речи сына на магнитофон и потом дать ему самому себя послушать. Обсудить основные моменты, которые следовало бы упмянуить (а я бы сказала так...)

    Люди, а как понять, осознанно деть "мама" произносит, или это все еще лепет? С одной стороны, ползает за мной хвостом - мамкает, я уйду, он меня зовет - мамкает, на руки просится - опять-таки, мамкает:) С другой стороны, с игрухами своими играет - тоже мамамама бормочет. Есть какие-нибудь верные признаки осознанного употребления?

    Если препараты для стимулироавния речи, то как правило это может быть любой ноотропный препарат, просто на кождого ребенка он действует по-своему и в разных проявлениях. У нас, например, любые ноотропы двют очень мизерные толчки.

    А как развить вот эту самую беглую речь? Как показала практика, пример взрослых не актуален, чтение - также не факт, он может много читать и знать, но абсолютно не иметь возможности сформулировать мысль. Писать сочинения?

    Потребность ету нельзя развить, но научить иx понимать речь достаточно легко, нужно только терпение, время и довольно простые методики... С другой стороны, дети "с неврологией" часто застревают на стадияx 3 пункта именно иза недостатков нервной системы.

    Бедный словарный запас(. Логопедия, развитие речи. Ребенок от 3 до 7. Воспитание Говорит уже мне: -у ребенка очень бедный словарный запас. Честно говоря я и сама немного в Это она психолог бестолковый, а не словарный запас маленький. У них зачастую весьма примитивные...

    Маленький оратор. Как развивать речь ребенка? Правильная речь помогает ребенку свободно общаться с окружающими, успешно учиться и быть уверенным в себе. Хочу немножко пояснить вам про данное объединение, так как ребенок ходит в детский сад группы.

    Посмотрите другие обсуждения на тему " как развить речь ребенку 12 лет": Личный репетитор или курсы в институте. ...много-много читает, и не только развлекательную литературу, то словарный запас будет Надежных и проверенных с результатами ЕГЭ у учеников в...

    Маленький оратор. Как развивать речь ребенка? Развитие речи у детей - это ежедневная работа малыша и родителей. Давайте рассмотрим этапы развития речи у ребенка. В любом случае, руководствуйтесь индивидуальными особенностями вашего ребенка...

    Нам 2.5 года. Вчера были на приеме у невропатолога. Нам поставили диагноз задержка речевого развития и прописали курс лекарства пикамилон, улучшающее кровоснабжение головного мозга. При этом моя дочь повторяет любые слова, но многие из них сокращает до двух слогов, особенно, когда встречаются трудные для нее буквы, напрмер "р", «л» (оказывается это неправильно; ребенок может картавить, но должен в этом возрасте выговаривать полностью все слова).

    Формирование и развитие речи у детей особенно активно происходит до 3 лет. Ближе к 1 году все родители с нетерпением ждут, когда кроха скажет первое слово, затем - заговорит предложениями, научится ясно выражать свои желания, рассуждать, задавать вопросы. Мама, папа и другие родственники в силах помочь малышу в развитии речи, ускорить процесс ее формирования и компенсировать возможные нарушения. Для решения этой задачи необходимы домашние занятия, правильно организованное общение и, конечно же, внимание к потребностям и индивидуальным особенностям ребенка.

    Как формируется речь у детей раннего возраста


    Развитие речи у ребенка происходит поэтапно, ведь крохе предстоит приобрести столько знаний и умений: научиться издавать звуки, запомнить значения слов, понять логику построения предложений. Рассмотрим особенности формирования коммуникативных навыков в разном возрасте.

    От 0 до 6 месяцев. Первые попытки общения с внешним миром младенец предпринимает сразу же после появления на свет. С рождения и до 2 месяцев единственной доступной для ребенка формой коммуникации является плач. Так малыш дает маме понять, что проголодался, устал или хочет спать, чувствует себя некомфортно. С 2-3 месяцев появляется гуление. Ребенок учится произносить первые гласные и согласные звуки: «а», «у», «ы», «г». И вот уже родители радуются первому «агу». Кроха пытается управлять своими голосовыми интонациями, слушает обращенную к нему речь. В 3-6 месяцев малыш реагирует на звуки, поворачивает голову в сторону их источника. В этот же период ребенок начинает лепетать, узнает свое имя. Родители могут заметить, что малыш плачет по‑разному, когда устал, голоден или хочет спать.

    С 6 месяцев до 1 года. На этом этапе развития речи появляются первые слоги. Обычно в возрасте около полугода ребенок воспроизводит сочетания звуков «ба» и «ма» - их произнести проще всего. Он часто повторяет слоги, а к 7-9 месяцам учится комбинировать их между собой. К году появляется звукоподражание. Малыш пытается повторить звуки из речи взрослых, откликается на свое имя. Уже в этом возрасте он понимает, что значит слово «нет».

    С 1 года до 1,5 лет. С 12-13 месяцев развитие речи у детей идет все более активными темпами. Появляются долгожданные первые слова из двух одинаковых слогов: «мама», «папа», «дядя», «баба». Малыш все более внимательно вслушивается в речь взрослого, пытается по-новому комбинировать слоги, имитируя то, как говорят родители. В этом возрасте ребенок понимает просьбы и инструкции: «садись», «возьми», «иди» и т. д. Кроха использует для привлечения внимания звуки и жесты, интересуется книжками.

    С 1,5 до 2 лет. На этом этапе развития речи постоянно расширяется лексикон, малыш запоминает и повторяет простые слова. Он уже может ответить на несложный вопрос словами или жестами. Например, показывает, где игрушка, говорит, как называется тот или иной предмет. Ближе к 2 годам словарный запас уже включает от 20 до 50 лексем. Большинство детей в этом возрасте любят, когда взрослые им читают, и с интересом рассматривают картинки в книгах.

    С 2 до 3 лет. В 2 года речь ребенка становится все более осмысленной, появляются первые предложения: «Дай это!», «Где мама?», «Киса тут». Кроха постепенно учится все более понятно выражать свои мысли. Малыш начинает использовать в своей речи предлоги, местоимения, прилагательные. Он понимает и выполняет достаточно сложные инструкции, включающие несколько последовательных действий: «Возьми синюю машинку из детской и отнеси папе в гостиную». Ближе к 3 годам ребенок говорит уже до 150-200 слов.

    После 3 лет. На этом этапе развития речи появляются простые предложения из трех слов и более. Ребенок знает названия основных цветов и определения размера (большой-маленький, высокий-низкий). Он может повторить знакомые истории, напеть любимые мелодии. В 3 года период раннего детства подходит к концу, и малыш уже может достаточно ясно выражать свои желания, задает вопросы, способен рассказать о чем-то. Лексический запас становится настолько большим, что родителям уже трудно подсчитать, сколько в нем слов. При этом у детей и после 3 лет могут сохраняться небольшие трудности с произношением некоторых шипящих и свистящих звуков.

    Что влияет на развитие речи

    Индивидуальные физиологические особенности. Для формирования речи важно, чтобы у малыша правильно функционировали органы слуха, определенные центры в головном мозге, нервная система. Здоровое физическое и психическое развитие - необходимое условие для овладения навыками общения в сроки, которые считаются возрастной нормой. Большое влияние на физиологические особенности может оказать течение беременности и родов.

    Социальное окружение. Для гармоничного развития ребенка необходимо полноценное речевое окружение с самого раннего возраста. Когда малыш растет в благоприятной среде, формирование навыков общения происходит естественным образом, часто даже без дополнительных усилий родителей. Их задача сделать так, чтобы кроха чувствовал себя в кругу семьи комфортно, ощущал любовь и поддержку близких.

    Другие факторы. На темпы развития речи у ребенка могут оказать влияние стрессы, болезни, мультилингвистическая среда (обычно для таких малышей сразу несколько языков становятся родными, но говорить они начинают позже сверстников).

    Сенсорные стимулы и развитие речи в раннем возрасте


    В первые годы жизни дети воспринимают информацию о внешнем мире через слух, зрение, вкус, осязание. В младенческом возрасте познание осуществляется именно через сенсорные каналы. Малыш прислушивается к звукам, тянет предметы в рот, чтобы изучить их вкус и форму, вертит в руках игрушки, рассматривает яркие предметы. Для раннего развития речи у детей до года важно помочь им получить как можно больше информации об окружающем мире. Сделать это можно именно с помощью сенсорных стимулов.

    Слух. Для развития речи необходимо, чтобы малыш хорошо умел воспринимать информацию на слух. Давайте малышу послушать самые разные звуки: пение птиц на балконе, шум улицы, можно знакомить его с классическими музыкальными произведениями или детскими песенками. И главное, кроха должен слышать звуки родной речи.

    Зрение. Малыш не сразу умеет фокусировать зрение и удерживать внимание на объектах. Примерно с 3 месяцев его внимание уже могут привлечь цветные и/или движущиеся предметы, например воздушные шарики. Особое внимание кроха обращает на лица людей, постепенно он начинает узнавать родителей. Чтобы заинтересовать ребенка, можно повесить над кроваткой яркие игрушки, приклеить на противоположную стену распечатанные красочные картинки.

    Осязание. Малыш столько может узнать о предмете просто через тактильные ощущения. Для развития этого сенсорного канала полезны массаж и гимнастика, игры с крупами и предметами разных форм. Хорошо, если у ребенка будут мячики, кубики, погремушки из различных материалов. Веселые и особенно полезные для развития речи пальчиковые игры также помогут малышу изучать окружающий мир через осязание.

    Вкус. С 4-6 месяцев рацион малыша расширяется, и его ждет множество открытий. Добавляйте в его меню разные по вкусу и консистенции блюда (в соответствии с возрастом, конечно). Пусть ребенок узнает, чем различается сладкое, кислое, горькое, соленое. С появлением зубов можно знакомить малыша и с твердыми продуктами: сушками, детским печеньем, кусочками фруктов.

    Важность общения с ребенком для развития речи

    Что самое важное для развития речи, чему нужно уделить особенное внимание? Эти вопросы задают себе многие родители. Ответ прост: в период раннего детства все, что нужно ребенку, - внимание взрослых, ежедневное общение и поддержка. Как бы ни развивался малыш, какие бы артикуляционные упражнения и логопедические методики ни использовали заботливые мама и папа, самое главное - разговаривать с крохой. Общение должно быть не только во время занятий, но и постоянно, каждую минуту совместного пребывания с ребенком. Обращенная речь взрослых - мощный стимул для развития малыша. Разговаривайте с ним обо всем, озвучивая свои действия. Обычно у мамы это получается легко: она просто сопровождает комментариями кормление, купание, переодевание, укладывание. Важно показывать ребенку окружающие предметы и называть их. Когда малыш начинает агукать и лепетать, нужно откликаться на издаваемые им звуки, как бы поддерживая разговор. По мере формирования речи с ребенком становится все проще и проще общаться на самые разные темы, но и в раннем возрасте разговаривать с ним надо обязательно.

    Методы развития речи

    Проговаривание ситуаций. Мы уже сказали, что для развития речи нужно сопровождать словами каждое действие. Полезно проговаривать ситуации во время игр, просмотра картинок, сборов на прогулку и т. д. Не нужно специально выбирать тему для разговора, достаточно просто озвучивать происходящее. Приведем пример, как это может происходить при одевании малыша. «Мы сейчас пойдем гулять на площадку, нам нужно одеться. Где лежит кофточка? Вот она. А это штанишки. Сейчас мы их наденем: сначала на правую ножку, теперь на левую. Покажи, где кармашки. Молодец. А кто нарисован на кофточке? Это котенок. Пойдем надевать ботинки и т. д.».

    Пальчиковые игры. Особенность таких игр для развития речи состоит в том, что взрослый не просто загибает пальчики малыша или выполняет другие действия с его ручками, но и одновременно рассказывает стихотворение, потешку. В игровой форме ребенок учится воспринимать речь на слух, запоминает слова и звуки, которые затем будет пытаться повторить. Начать занятия с малышом можно со знакомых всем игр: «Идет коза рогатая», «Сорока-белобока». Еще вариант - учить названия пальчиков, загибая их.

    Рассматривание картинок. Чтобы развивать речь, можно показывать ребенку карточки и книжки для самых маленьких с красочными картинками. Хороший вариант - рисунки с уже виденными дома или на улице животными. Можно рассказать, какие звуки они умеют издавать. Малыш будет пробовать подражать им: в следующий раз увидев кошку или собаку, он может сам сказать «мяу» или «гав-гав». Такие занятия полезны и для развития речи, и для знакомства с окружающим миром в целом.

    Игры на развитие фонематического слуха. Слова состоят из смыслоразличительных единиц, которые называют фонемами. Из одних и тех же фонем могут состоять слова, имеющие разное значение: «нос» и «сон», «банка» и «кабан». Фонематический слух позволяет отличать их друг от друга и правильно понимать. Чтобы развивать эту способность, можно играть с малышом в следующие игры.

    • Угадай инструмент. Если дома есть несколько разных музыкальных инструментов, даже игрушечных, можно предложить ребенку угадать, на чем играет мама или папа. Малыш быстро научится различать, как звучит пианино, гитара, барабан, гармошка.
    • Как говорят животные. Приготовьте картинки знакомых ребенку зверей. Предложите ребенку показать, как «разговаривает» кошечка, корова, собака. Потом можно попросить воспроизвести звуки, которые издают их детеныши: как мяукает котенок, мычит теленок, тявкает щенок и т. д.
    • Повторяй за мной. Эта игра для развития речи предполагает, что взрослый отстукивает простой ритм или издает определенный звук, который ребенок должен повторить. Когда он освоит эту игру, можно поменяться. Пусть кроха издает звуки, а родители их воспроизводят.
    • Узнай по голосу. Для этой игры потребуется не меньше 3 взрослых (чем больше, тем лучше). Ребенка ставят к ним спиной, чтобы он не видел, кто говорит. Затем один из играющих произносит имя малыша, а тот должен угадать, кто его позвал.
    Логопедические занятия. Они могут проводиться как со специалистом, так и дома. Упражнения для развития речи и языковой подвижности должен подбирать логопед. Если родители занимаются с крохой самостоятельно, важно точно выполнять рекомендации врача. Во время выполнения упражнений малышу должно быть весело и интересно. Для этого занятия проводятся в игровой форме. Нужно учитывать, что дольше 5 минут ребенку трудно удерживать внимание. Пусть упражнения будут короткими, но выполняются каждый день.

    Артикуляционная гимнастика для развития речи у малышей

    Основная задача проведения такой гимнастики - сформировать у ребенка навыки правильного произношения звуков. Предлагаемые упражнения помогают тренировать артикуляционный аппарат. Навыки закрепляются постепенно, и успех зависит от регулярности занятий. За 1 раз не стоит предлагать малышу больше пары упражнений. Важно сначала показать ребенку, что именно нужно делать, ему будет легче повторить за взрослым, чем понять инструкцию.
    • «Открываем ворота». Ребенок широко открывает ротик и в течение нескольких минут остается в этом положении.
    • «Покажи забор». Малыш смыкает зубки верхнего и нижнего ряда, широко улыбается, чтобы их было видно.
    • «Чистим зубки». Кроха широко открывает ротик и старается провести языком сначала по внутренней, а потом по внешней поверхности зубов.
    • «Художник». Это более сложное упражнение для развития речи. Ребенку нужно рисовать кончиком языка на верхнем небе любые фигуры. А потом провести язычком, как будто кистью: «закрасить» все небо.
    Несколько обобщенных рекомендаций, как развить речь у ребенка, помогут родителям, которые хотят, чтобы их малыш как можно скорее заговорил, постоянно расширял словарный запас и учился строить развернутые предложения.
    • Реагируйте на звуки, которые издает ребенок, подражайте лепету и гулению.
    • Повторяйте потешки, короткие ритмичные стишки.
    • Учите ребенка названиям предметов, именам родственников.
    • Ежедневно читайте вслух, например перед сном.
    • Обращайте внимание малыша на различные объекты, издающие звуки (животных и птиц, транспорт, бытовые приборы и т. д.).
    • Поощряйте ребенка, когда он инициирует общение, учит новые слова.
    • Во время разговора поддерживайте визуальный контакт с малышом.
    • Во всех подробностях описывайте ребенку, что он видит, слышит, чувствует.
    • Включайте малышу аудиосказки и детские песенки.
    • Следите, чтобы обращенная к маленькому собеседнику речь была грамотной, четкой и выразительной. Выбирайте понятные ребенку слова, используйте не слишком сложные предложения.
    • По мере взросления малыша заменяйте звукоподражания и упрощенные слова в его речи правильными. До года кроха может говорить «ам-ам» вместо «кушать», «мяу» вместо «кошка», «ту-ту» вместо «поезд». Для правильного развития речи в дальнейшем желательно каждый раз сопровождать произнесенную ребенком форму общепринятым словом. Например, кроха увидел кошку, показывает на нее пальцем и говорит «мяу!». Мама может добавить: «Да, это кошечка пробежала».
    • Тактично исправляйте ошибки в речи малыша, не ругайте и не стыдите его - это отбивает мотивацию общаться.
    • Проговаривая ситуации, используйте повествовательный стиль вместо описательного («Посмотри, это собачка, она несет хозяину палочку, так она играет» вместо «Вон собачка»).
    • Заменяйте простые фразы ребенка полными предложениями, это помогает обогатить речь. Если кроха говорит: «Дай пить», можно прокомментировать: «Ты хочешь выпить воды».
    • Учите малыша следовать простым инструкциям. В игровой форме попросите его выполнить несложные задания, состоящие из нескольких действий: «Найди мишку, подними его, принеси мне».
    • Давайте ребенку простые поручения (например, отнести фантик от конфеты в мусорное ведро), благодарите за помощь.
    • Как можно больше играйте с малышом в ролевые игры - они хорошо способствуют развитию речевых способностей и навыков коммуникации.
    • Показывайте, что внимательно слушаете малыша: кивайте, задавайте вопросы, улыбайтесь.
    • Рассказывайте ребенку, о чем Вы думаете, как Вы рассуждаете и планируете.
    • Используйте наглядный материал для развития речи: карточки, плакаты, игрушки.
    • Задавайте ребенку различные вопросы, стимулируйте его к размышлениям.
    • Вечером обсуждайте с малышом, как прошел день, вместе вспоминайте самое интересное.
    • Хвалите ребенка даже за незначительные успехи в освоении родного языка.

    Что может затормозить развитие речи

    Излишняя предупредительность родителей. Чрезмерная опека ребенка и предугадывание всех его желаний могут затормозить многие процессы в развитии речи. Если родители сразу дают малышу то, что он хочет, стоит только показать жестом или заплакать, у него не возникает потребности в ясном выражении мыслей. Зачем трудиться, когда мама и папа все сделают и так? Для формирования речи очень большую роль играет мотивация, поэтому не стоит сразу же бросаться на помощь полуторагодовалому или двухлетнему малышу до того, как он попытается попросить об этом словами.

    Заниженные или завышенные требования. Одни родители ничего не делают для того, чтобы разговорить ребенка, и не мотивируют его общаться, другие - заставляют постоянно повторять слова и звуки. Причем иногда в одной семье бывают обе крайности: мама опекает кроху, а папа требует, чтобы он учился просить желаемое. Это неблагоприятно сказывается на развитии речи. Важен баланс между формированием потребности в общении и излишней требовательностью.

    Неправильная речь взрослых. Иногда родители и особенно бабушки слишком увлекаются в подражании детскому языку, используют в общении с малышом только упрощенные формы слов («ам-ам», «гав-гав», «би-би» и т. д.). Важно не забывать, что речь взрослого является образцом для ребенка. Если он не слышит правильные формы слов, то и не запомнит их. Некоторые родители говорят слишком быстро, невнятно, без пауз и интонирования. Такую речь крохе просто трудно понять. Взрослым необходимо стараться использовать все разнообразие и богатство родного языка.

    Интеллектуальные перегрузки. Раннее развитие стало трендом последних лет, и многие родители торопятся скорее научить малыша говорить, рассказывать наизусть стихи и даже читать. Переутомление от длительных занятий, постоянного заучивания слов и текстов может дать обратный эффект: формирование речи замедлится.

    Когда нужно обращаться к врачу

    Если у Вас появилось беспокойство по поводу темпов освоения ребенком родной речи, в первую очередь проконсультируйтесь с педиатром. При необходимости он направит Вас к профильным специалистам: неврологу, отоларингологу, логопеду. Если будут выявлены нарушения или отставание в развитии речи, врачи разработают план дальнейших действий. На то, что малыша нужно показать специалистам, могут указывать следующие признаки.
    • В 1,5-2 года ребенок не произносит понятых коротких слов («мама», «папа», «дай»), говорит только на своем языке.
    • В 2,5 года у малыша так и не появилась речь или его лексический запас не превышает 10 слов.
    • В 3 года ребенок переставляет или пропускает слоги в словах («пувица» вместо «пуговица», «паточки» вместо «тапочки»).
    • В любом возрасте появились речевые запинки (ребенок повторяет первые слоги слов).
    Развивать речь малыша не так сложно, как может показаться. Постоянное общение с ребенком, занимательные игры, чтение книг - все это совсем не трудно включить в распорядок дня. Немного терпения и систематичности в занятиях могут дать отличные результаты. Если же проблемы с речевым развитием уже появились, специалист подскажет, как помочь малышу овладеть родным языком.

    Рассмотрим как должна развиваться речь вашего ребенка от рождения до 2 лет. С чего начинается развитие речи у ребёнка.

    Показатели речевого развития ребёнка

    Первый этап (с момента рождения ребёнка до одного года) — подготовительный. В это время происходит подготовка к овладению речью.

    Для формирования и развития речи необходимы три составляющие:

    Эмоциональное общение с малышом для развития подражания;

    Сенсорное развитие (тактильные ощущения, зрительное и слухоречевое восприятие предметов);

    Двигательная активность (тренировка общей и мелкой моторики).

    Одним из первых проявлений доречевого развития считается рефлекторный крик ребёнка. В 2—4 месяца младенец начинает произносить короткие звуки — появляется гуканье, а затем и гуление, которое не несёт смыслового содержания. Необходимо отметить, что гуление наблюдается и у глухих от рождения детей, что свидетельствует о существовании у ребёнка врождённой способности к освоению речи.

    С 5 месяцев ребёнок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать взрослым. Многократное повторение определённого движения ведёт к закреплению конкретного двигательного навыка.

    В возрасте 7—9 месяцев ребёнок начинает повторять за взрослым всё более разнообразные сочетания звуков. Лепет, пение слогов в 9 месяцев является предпосылкой нормального развития речи в будущем. Во время лепета вырабатывается обратная связь между работой речевых органов и восприятием внешней речи по слуховым каналам, что способствует развитию голоса.

    Необходимо отметить, что при наличии серьёзных нарушений, ведущих к речевой патологии, отмечается угасание лепета (например, при аутизме, нейросенсорной тугоухости и др.).

    В 12 месяцев заканчивается подготовительный этап в развитии речи, словарный запас малыша в этом возрасте обычно составляет от 5—7 до 9—12 слов. Усвоены гласные а, у, о, и; согласные м, п, б, к, г. Ребёнок целенаправленно использует для общения жесты, владеет способностью соотносить слово с предметом, например, поднимает собачку и говорит: «Ав-ав», берёт игрушечную кошечку, подносит её к миске и произносит: «Ням-ням» и т. д.

    К полутора годам словарный запас малыша может достигать 50 слов. На этом этапе важно добиться у ребёнка соотнесения слова и действия, он должен правильно понимать простые просьбы: сядь, пей, спи, мой, беги и т. д. В этот же период необходимо стимулировать потребность использовать однословные предложения (дай, пить...), несколько позже — двухсловную фразу (в процессе обыгрывания игрушек, показов, рассматривания картинок, изображающих простые действия, вовлекайте малыша в разговор: «Я несу куклу, мою куклу, даю куклу. Что ты делаешь? Куклу несёшь? Скажи: „Несу куклу"»; «Я ем, я играю, я пою... А что ты делаешь? Скажи...» ит. п.).

    В 2 года многие дети говорят простыми предложениями. К этому возрасту они усваивают звуки н, т, дь, тъ, нь, ль, сь, хь, ць, й. Малыш уже может достаточно долго общаться с близкими на своём языке (автономная речь), но при условии, что они его понимают; показывает части тела, которые называет взрослый. Ничего страшного, если ребёнок пропускает в словах отдельные слоги (до свидания — до данья), вставляет лишние звуки (стаканчик — таньканчик), а при стечении согласных опускает один звук (стол — тол). Даже если его понимают только близкие, это соответствует нормальному речевому развитию.

    Развитие речи происходит индивидуально: кто-то начинает говорить раньше, кто-то — позже, но к 3 годам словарный запас ребёнка составляет в среднем от 300 до 800 слов. Малыш уже говорит предложениями из 3—4 слов, его речь понятна не только близким, но и чужим людям. Он может произносить звуки ы, э, л, с, з, ц, ж, ч, ш. В этом возрасте допустимы нарушения звукопроизношения, слоговой структуры слов, состоящих более чем из 3 слогов. Малыш понимает и выполняет простые словесные инструкции, способен запоминать простые стихотворения.