Диагностика трудовой деятельности в средней группе. Диагностика трудовых умений детей старшего дошкольного возраста. подчеркивают общественную значимость труда

Условия воспитания ребенка в трудовой деятельности.

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания детей. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Труд очень важен в развитии детей. Труд удовлетворяет потребность ребёнка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми. В процессе трудовой деятельности дети учатся ставить цель труда. Вначале цель для них ставит педагог, а затем они формулирую цель самостоятельно. При формировании целенаправленной трудовой деятельности важно: как делает ребёнок и ради чего он трудится. Важно научить ребенка планировать свою деятельность. Важно и отношение детей и к результату труда.

При организации труда дошкольников следует соблюдать следующие условия:

ü Учитывать значимость непосредственного воздействия личности взрослых на формирование нравственно-трудовых качеств ребенка

ü Обеспечивать четкий и грамотный показ детям приемов работы.

ü Практиковать совместную трудовую деятельность дошкольников и взрослых.

ü Уделять особое внимание воспитанию уважения к людям различных профессий и формированию интереса к различным видам труда.

ü Подчеркивать значение труда в жизни людей, его коллективный характер, общественно значимые мотивы.

ü Осуществлять работу по трудовому воспитанию в тесном контакте с семьей (знакомить родителей с содержанием труда в детском саду, использовать разнообразные формы педагогического просвещения).

ü Планируя воспитательную работу, учитывать, что в утренние часы, о время приема пищи детей, необходимо их включать в общий ритм жизни детского сада, создавать жизнерадостное, бодрое настроение; это благоприятно для индивидуальной работы, связанной с различными поручениями.



ü С наибольшей пользой утренние и вечерние прогулки, наполнять разнообразным трудом, не снижая двигательной активности детей.

ü Помнить, что труд детей во второй половине дня должен быть содержательным и включать различные виды ручного, хозяйственного труда и труда в природе, совместного и индивидуального.

Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.

Диагностика сформированности трудовых умений и качеств личности.

Трудовое воспитание в детском саду осуществляется по направлениям:

Самообслуживание.

Хозяйственно-бытовой труд.

Труд в природе.

Ручной труд. (Добавляется в старшей и подготовительной группе)

Диагностика сформированности трудовых умений и качеств личности детей в детском саду проводится с помощью наблюдений, бесед, поручений.

Основные пункты индивидуальной диагностики сформировнности трудовой деятельности:

Умеет ли ребенок пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, соблюдать правила поведения за столом.

Моет ли руки без напоминания взрослых, по мере надобности.

Сформирована ли привычка ежедневно чистить зубы и полоскать рот после еды.

Умеет ли пользоваться носовым платком.

Умеет ли самостоятельно одеваться и раздеваться.

Замечает ли непорядок в своем внешнем виде, способен ли его сам исправить.

Имеет ли представление о разных профессиях.

Способен ли радоваться результатам коллективного труда

Старательно ли выполняет поручения, бережет предметы, убирает на место после работы

Умеет ли планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий.

Умеет ли создавать игрушки из природного, бросового материала, из бумаги.

Выполняет ли поручения, связанные с трудом в природе, хозяйственно-бытовым трудом на участке и в помещении.

Можно проводить групповую диагностику сформированности трудовых навыков и умений дошкольников:

Знают ли дети элементарные нормы взаимоотношений друг с другом.

Умеют ли договариваться при распределении трудовых действий? Проявляют ли дружелюбие, общительность, стремление к совместной деятельности.

Умеют ли дети уважительно относиться к труду сверстников, не мешая деятельности товарищей.

Умеют ли самостоятельно разрешать возникшие между детьми спор, какими средствами этого добиваются? Из-за чего возникают конфликты?

У каждой возрастной группы существуют удовлетворительные показатели сформированности трудовых умений и навыков. Выделяют 3 уровня:

Низкий- результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.

Средний - труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремление к самостоятельности.

Высокий - ребёнок полностью самостоятелен в трудовой деятельности. Труд приносит результат.

3. Практическое задание.

1.Концепция, теоретическое обоснование, методологический подход, которые лежат в основе осуществления трудового воспитания в детском саду

Концепция трудового воспитания – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, а также привить ему желание помочь другим. Очень важно учитывать возраст малыша – от этого и будет зависеть выбор видов деятельности и их сложности.

Трудовое воспитание в детском саду – обязательный процесс, благодаря которому у ребенка сформируется положительное отношение к трудовой деятельности, появится желание и умение трудится, а также будут развиваться нравственные качества.

Трудовая деятельность является составляющей социально-коммуникативного развития, представляющей содержание образовательной программы ДОУ.

Основными методами и приемами трудового воспитания являются объяснения и показ способов выполнения трудовых действий. Игровые ситуации и игровые приемы помогают замаскировать педагогическую позицию, а помогают активно воздействовать на малыша. Целесообразно использование потешек, песен и художественного слова.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание и образование.

2. Цели и задачи трудового воспитания:

ü Воспитывать у детей привычку к постоянной занятости;

ü Формировать устойчивое эмоционально-положительное отношение к труду; желание трудиться по внутреннему побуждению, проявляя инициативу, оказывая конкретную посильную помощь взрослым;

ü Воспитывать гуманные чувства, положительные взаимоотношения;

ü Использовать труд в природе для формирования у детей начал материалистического мировоззрения;

ü Воспитывать бережное отношение к результатам труда

ü Приучать экономно, расходовать материал;

ü Обеспечивать систематическое и равномерное участие детей в разных видах труда, выявлять и максимально учитывать их интересы и склонности, развивать творческую активность;

ü Формировать у детей трудовые умения и навыки;

Трудовое воспитание может быть эффективно при определенных условиях:

Эмоционально-положительная атмосфера;

Материальная среда и трудовое оборудование;

Учет индивидуальных интересов и склонностей к тому или иному виду труда.

Вся трудовая деятельность состоит из:

Мотива(надо!) Цели (буду!) Планирования (как?) Отбора средств (чем?) Результата (готово!)

3 . Презентация модели педагогической технологии.

Прежде всего труд воспитанников должен быть разнообразным по своему содержанию, формам, характеру, что дает возможность довольно широкого выбора видов труда в соответствии с индивидуальными интересами, склонностями и способностями.

В ДОУ реализуется модель трудового воспитания, включающая различные виды труда детей дошкольного возраста:

Самообслуживание,

Хозяйственно-бытовой труд,

Труд в природе,

Ручной труд.

Формы организации труда: поручения, дежурства, коллективный труд (общий, совместный). Самообслуживание, хозяйственно - бытовой, труд в природе - во всех возрастных группах. Ручной труд - в старшей и подготовительной группах.

Индивидуальный труд – поручение одному ребенку.

Труд рядом – ступенька к совместному труду, когда дети трудятся друг с другом, но каждый выполняет свое дело.

Коллективный труд – выполнение общего дела.

Основными методами и приемами трудового воспитания являются объяснения и показ способов выполнения трудовых действий. Игровые ситуации и игровые приемы помогают замаскировать педагогическую позицию, а помогают активно воздействовать на малыша. Целесообразно использовать потешки, песни и художественное слово.

Определяя трудовое задание воспитаннику или группе, педагог должен четко сформулировать конечную цель труда, спланировать его результат, объяснить детям, для чего он нужен и как будет использован. Немаловажно также если этот труд будет иметь общественно полезную направленность, а детям на конкретных примерах будет показана общественная польза результатов их труда (хотя бы для детского сада). Это помогает формированию у детей чувства долга, ответственности и собственного достоинства, повышает их самооценку.

Систематическое включение воспитанников в коллективные формы трудовой деятельности и производительного труда позволяет организовать сотрудничество и общение детей, развивать их мотивационную готовность к труду, трудовую и познавательную активность. Следует заметить, что коллективные формы труда не отвергают, а наоборот, предполагают четкое распределение обязанностей среди членов трудового коллектива, выполнение ими индивидуальных заданий. Роль педагога – организатора детского труда весьма велика и ответственна. Он отбирает виды труда и его содержание, наиболее отвечающие возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, помогает им осмыслить цель труда, определить средства ее достижения, усвоить опыт рациональной организации трудовой деятельности. И лишь по мере развития воспитанников, приобретения им трудового опыта постепенно уменьшается надобность в детальном регламентировании их труда со стороны воспитателя по труду.

Содержание труда и его результаты, складывающиеся в процессе работы, должны давать положительный эмоциональный заряд, приносить радость и моральное удовлетворение. Воспитатели должны стремиться к тому, чтобы создать комфортную обстановку для совместной деятельности, сделать труд привлекательным занятием. Для этого целесообразно использовать в трудовой деятельности элементы игры, нужно создавать доброжелательную обстановку.

Формы и методы организации работы с дошкольниками по видам труда детей.

Самообслуживание.

Используются такие методы как: песенки, сценки с показом и разыгрыванием ситуации. Показ и подробное объяснение каждого элемента действия. Беседы, напоминание. Используются потешки, рифмованные короткие стихи. Нужно вызывать у детей интерес: «Принести мыло в красивой обертке». Для детей постарше рассказывать поучительные истории, подходящие по ситуации. Нужно привлекать детей к анализу результатов труда и объективной оценке деятельности.

Хозяйственно –бытовой труд.

Следует создавать для малышей такие ситуации, в которых требуется сделать трудовые усилия для их выполнения. Нужно просить детей о помощи, а потом им рассказывать и показывать способы выполнения. Поручения следует выполнять совместно. А по завершению обращать внимание на значимость и необходимость проведенных действий. С 3-4 лет следует использовать дидактические игры. Детей за выполненные поручения следует хвалить при всех, а если он заслуживает порицания то делать это на едине. При сервировке столов можно использовать стихотворения для усвоения последовательности. В средней группе приобщают детей к «общему труду» под руководством воспитателя. Рассматривают иллюстрации, репродукции картин, на которых запечатлен труд людей разных профессий. Просматривают видеофильмы о труде. Заучивают пословицы и поговорки. В старших группах организовывать «труд рядом». Очень важен метод поощрения. Похвала стимулирует к выполнению очередного задания с большим старанием. Не следует детей опекать, нужно давать им возможность проявлять самостоятельность. Использовать методические приемы: «сделай сам, как можешь, или как хочешь». Методы опосредованного ознакомления с трудом взрослых становятся основными. Но не стоит забывать о наблюдениях, экскурсиях.

Труд в природе.

В раннем возрасте ребенку важен не результат, а процесс деятельности. Воспитатели используют личный пример, рассказывают и показывают, а потом привлекают к элементарным поручениям. Можно воспользоваться пословицами, поговорками, для усваивания основных понятий: «трудолюбие», «взаимопомощь». Следует проводить наблюдения, беседы для представления значимости труда, и необходимом инвентаре. В 4 года важно познакомить детей с комнатными растениями, животными в уголке природы, объяснять и показывать, как нужно за ними ухаживать. Можно проводить знакомство при помощи чтения отрывков из сказок. Совместно с детьми изготавливать кормушки для зимующих птиц. Для осознания своей пользы труда в природе, можно предложить зарисовывать свои добрые дела в альбомах. Большую роль в общении с природой играет привлечение сказочных героев. Они помогают наблюдать за деятельностью детей, помогают им советом или делом. А с 6 лет следует знакомить с ручным трудом. В основе лежат объяснения и показ.

Интеграция образовательной области «Труд» с другими образовательными областями, задачи.

«Коммуникация». Задача: развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых.

«Познание». Задача: формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых, детей.

«Безопасность». Задача: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности.

«Социализация». Задача: формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых)

«Физическая культура». Задача: развитие физических качеств ребенка в процессе освоения разных видов труда.

«Чтение художественной литературы». Задача: использование художественных произведений для формирования ценностных представлений, связанных с трудовой деятельностью взрослых и детей.

«Музыка», «Художественное творчество». Задача: использование музыкальных произведений, средств продуктивной деятельности детей для обогащения содержания области «Труд».

4.Наличие диагностического инструментария и критериальной базы в детском саду.

В детском саду осуществляется диагностика трудового воспитания с помощью программы: «Мониторинг развития детей».

С помощью данной программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая деятельность современного детского сада ориентирована на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Поэтому залогом эффективного проекти­рования педагогического процесса является наличие у педагога ин­формации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребенка.

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

Оптимизации работы с группой детей.

Программа «Мониторинг» предназначена для педагогов, административных работников ДОУ. Ее разработчики: научный руководитель проекта – кандидат педагогических наук, Едакова Ирина Борисовна, программист – разработчик Соколов Евгений Геннадьевич. Разработчики содержания – Шилкова Ирина Александровна, Соколова Юлия Геннадьевна.

Педагогу важно оценивать результаты своей работы с детьми, чтобы при необходимости корректировать ее содержание, вносить изменения, подбирать более действенные приемы воспитания.

5.Управление процессом трудового воспитания.

Непосредственно работу по трудовому воспитанию дошкольников осуществляют воспитатели групп в тесном взаимодействии с родителями. Для управления трудовым процессом используются схемы, алгоритмы, памятки по выполнению трудовых действий.

Организацию методической работы по повышению квалификации воспитателей, по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста осуществляет методист ДОУ. Воспитание детей основывается на нормативные документы ФГОС.

Трудовая деятельность дошкольников включает в себя компоненты любой деятельности (мотив, цель, план, процесс, результат).

6. Методическое оснащение процесса трудового воспитания детей:

«Беседы о профессиях» Т.В.Потапова

«Занятия на прогулках. Ребенок и окружающий мир». А.А. Машкова.

«Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет». Л.В.Куцакова.

«Нравственно-трудовое воспитание в детском саду» Л.В.Куцакова.

Методическое пособие. «Приобщение дошкольников к труду». Т.М. Бондаренко.

«Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания». Р.С.Буре

«Трудовое воспитание. Разработки занятий».Р.Жукова

«Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях». Т.А.Шорыгина.

7. Материально-техническое и дидактическое оснащение процесса трудового воспитания во всех возрастных группах:

Основным видом деятельности дошкольников является игра, а значит, и трудовое воспитание должно проходить в игровой форме. Объективные результаты участия в трудовом процессе малышей малозначимы, но роль огромна. Ребенок овладевает многими знаниями и умениями в таких видах деятельности:

В сюжетно-ролевой игре: покормив куклу, уложив ее спать, следя за ее опрятностью, отображая сценки из взрослой жизни.

С помощью ручного труда – например, воспитатели вместе с детьми готовят самодельные игрушки и атрибуты к сюжетно-ролевым играм.

С помощью дидактических игр: «Кому это нужно» - показ предметов, необходимых в трудовой деятельности, отгадывание детьми их предназначения; «Что хочет делать кукла?» - обыгрывание предположительных действий, определение необходимого инвентаря для работы; «Для чего это нужно?» - на основе изображений дети отгадывают действия; «Угадайте, что я делаю» - показ действий, профессий с помощью движений, звуков и мимики.

Для управления трудовым процессом используются схемы, алгоритмы, памятки по выполнению трудовых действий. Так для самообслуживания санитарной комнате над раковинами наклеены алгоритмы умывания, в столовой - схемы по сервировке стола. В коридоре таблички со схемами очередности одевания на улицу.

В каждой группе находятся: таблички к комнатным цветам, календари природы (со старшей группы дети заполняют их самостоятельно).

Также есть материалы для проведения элементарных опытов: песок, сосуды для воды, формочки для песка, снега, льда; природный и бросовый материал: желуди, каштаны, шишки, ракушки, камешки, флаконы, коробочки. Стаканы, ящики для рассады, лупа

В группах есть уголки дежурств: по уголку природы, по столовой, по занятиям.

Перечень оборудования и инвентаря для организации труда.

Наименование предмета 2ая младшая группа Средняя группа Старшая и подготовительная гр.
Фартуки хлопчатобумажные (для дежурства по столовой) 4шт 4 шт 2шт
Фартуки (для уборки помещения) 4 шт 6 шт 8 шт
Клеенчатые фартуки (для мытья игрушек, для работы в уголке природы) 4 шт 6 шт 8 шт
Щетка – сметка (для сметания крошек со стола) 1 шт 2 шт 2 шт
Совок 1 шт 1 шт 1 шт
Щетка половая - - 1 шт
Тазы (для протирания пыли) - 2 шт 2 шт
Ведра, лейки (1-2 л.) 2 шт 4 шт 5 шт
Тряпочки (для протирания пыли) 5 шт 10 шт 10 шт
Лопаты уличные для чистки снега 26 шт 22 шт 24 шт
Лейки (для полива комн.растений) 3шт 3шт 3 шт
Палочки для рыхления почвы 2 шт 3шт 5шт
Пульвелизаторы 2шт 2 шт 2 шт

Летом ребята работают на территории детского сада. Садят, поливают, окучивают огород. Также выращивают овощи в теплице. Есть весь необходимый инвентарь.

Старшие дошкольники осенью убирают урожай в огороде, в саду, собирают семена, участвуют в пересадке растений в грунт, в перекопке грядок, клумб, пополняют уголок природы обитателями водоемов, заготавливают корм для зимующих птиц, начинают их подкормку.

А зимой помогают дворнику в очищении территории от снега. В детском саду есть весь необходимый инвентарь, он находится в доступности детей.

8.Взаимосвязь педагогического коллектив и родителей в осуществлении задач трудового воспитания.

Любая профессиональная деятельность воспитателя может быть по- настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его настоящими помощниками и единомышленниками. Преемственность в воспитании и обучении детей в ДОУ и в семье является необходимым условием для трудового воспитания. На личном примере родители и педагоги показывают детям как нужно и как важно трудиться. Для этого организуются совместные субботники, а зимой оформление участка, построение горок.

Работа по трудовому воспитанию детей не будет иметь результата без контакта с семьями воспитанников, без единых требований, предъявляемых к ребенку.

9. Творческая активность педагогического коллектива в пропаганде идей трудовоговоспитания включает выступления на конференциях, семинарах, методических советах, участие в системе повышения квалификации, участие в семинарах по изучению передового педагогического опыта.

10. Наглядно-информационное освещение реализации процесса трудового воспитания в детском саду для детей и взрослых.

В детском саду в качестве наглядных пособий создаются альбомы труда детей: «Наши помощники». Собирается информация о профессиях родителей, о их трудовой деятельности и совместно с детьми создаются коллажи.

Дети обязательно должны видеть результаты своего труда, сравнивать качество выполненной работы с работой других воспитанников, чувствовать необходимость и значимость своего труда для других людей. В связи с этим в детском саду регулярно организуются выставки детских работ.

4.Литература:

1. «Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет». Т.С Комарова; Л.В.Куцакова; Л.Ю.Павлова

2. «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В.Куцакова.

3. «От рождения до школы» Н.Е Вераксы; Т.С.Комарова; М.А.Васильева.

4. http://gopsy.ru/

Диагностика (от греч. «диа» – прозрачный и «гнозис» – знание) о общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе (И. П. Подласый).

Основные задачи диагностики:

· выяснение состояния развитости соответствующего свойства;

· определение динамики его развития и преобразования в течение определенного периода времени;

· установление тех реальных изменений, которые произошли под влиянием организованных образовательных воздействий со стороны педагога;

· определение перспектив развития свойства (качества);

· разделение обследуемых (детей или групп) на категории для дальнейшей дифференцированной работы для достижения результатов развития;

Диагностическая деятельность педагога предполагает:

· разрешение заведующей на проведение диагностики

· изучение;

· сбор данных;

· сравнение;

· интерпретация;

· анализ;

· прогнозирование;

· доведение до сведения руководителя результатов диагностической деятельности

Изучение детей должно быть направлено на вскрытие причин, а не только констатацию фактов. Изучение детей проводится на начальном этапе изучаемого свойства (качества) и после проведенной с детьми работы по совершенствованию изучаемого свойства (качества).

Изучение опыта работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений позволил описать наиболее удачный пример диагностики трудовых умений и навыков детей младшего дошкольного возраста.

Пример.

Воспитатель проводит диагностику с учетом требования образовательной программы, по которой работает дошкольное учреждение.

Воспитатель на первом этапе разработал критерии для определения уровня

сформированности трудовых умений, которые представлены в Таблице 1 .

Таблица 1

высокий уровень средний уровень уровень, требующий особого руководства со стороны воспитателя
1. Ребенок самостоятельно одевается и раздевается в определенной последовательности Ребенок одевается и раздевается с помощью взрослого в определенной последовательности Не знает как и в какой последовательности одеться
2. Ребенок без помощи взрослого моет руки При напоминании взрослого моет руки Воду использует не для мытья рук, а для игры с водой
3. Ребенок помогает помощнику воспитателя накрыть столы к обеду (расставляет посуду по поручению взрослого) По поручению взрослого убирает игрушки после игры Убирает игрушки при многократном обращении воспитателя к нему
4. При небольшой помощи взрослого поливает растения. Внимательно относиться к поручению, старается проявить самостоятельность по уходу за растениями. Знает название многих комнатных растений. С помощью взрослого поливает растения. Знает, как оно называется. Однако инициативы к самостоятельному действию не проявляет Процесс ухода за растениями ребенка не интересует. В процессе совместной поливки растений, отвлекается


На втором этапе воспитатель заготавливает диагностическую карту трудовых умений детей возрастной группы, которая представлена в Таблице 2.

Таблица 2

На третьем этапе воспитатель выясняет причины несформированности у отдельных детей трудовых навыков и умений и составляет перспективный план (на один месяц или три) дифференцированной работы с детьми имеющими низкие показатели сформированности трудовых навыков и умений.

Третий этап работы представлен в Таблице 3.

Таблица 3

После проведенной работы воспитатель на четвертом этапе проводит повторную (сравнительную) диагностику с целью изучения результативности проведенной работы. Воспитатель подготавливает рекомендации для дальней работы с детьми по формированию трудовых умений и навыков (пятый этап).

ЧОУ СПО «Армавирский колледж управления и социально-информационных технологий»

Трудовая деятельность дошкольников: особенности труда, анализ и диагностика

44.01.02 – Дошкольное образование

Армавир, 2015
Содержание

Введение

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Изучение педагогической литературы показало, что на формирование положительного отношения к труду у дошкольников влияют различные факторы: формирование знаний и представлений о труде взрослых и его общественной значимости, развитие мотивов труда, усвоение умений и навыков, создание высокоэмоциональной атмосферы, методы и приемы педагогического воздействия.

Базой для проведения практики стал детский сад №__ г. Зеленогорска. Детский сад работает над проблемой создания условий для социально-личностного развития дошкольников.


Основой для планирования раздела «Трудовое воспитание» является комплексная образовательная программа «Детство».

Организация процесса по созданию условий для трудового воспитания дошкольников регламентируется нормативными документами: Уставом ДОУ, Должностными инструкциями воспитателей и специалистов, Договором с родителями, Приказами по основной деятельности.

В ходе практики поставлены основные вопросы для наблюдения и анализа трудовой деятельности детей:

1. Организация коллективного труда по уборке групповой комнаты или участка, ремонту и подклейке книг, коробок для игр, уходу за посевами и посадками на огороде и цветнике и т. д. в старшей группе.

2. Организация труда с небольшими группами детей: уборка помещения, игровых уголков, стирка и глажение кукольного белья; ремонт игрушек и книг, изготовление игрового оборудования, поделок из природного материала; работа с тканью в старшей и подготовительной к школе группах; работа в природе, организация посевов и посадок, уход за растениями; работа в огороде и цветнике; уход за животными и др.

3. Организация трудовых поручений и работы с дежурными: обучение их выполнению обязанностей, оказание помощи и оценка результата.

4. Наблюдение и анализ организации трудовой деятельности детей: трудовые поручения, дежурства, коллективный труд.

5. Наблюдение за выполнением трудовых обязанностей или поручений некоторыми детьми, анализ уровня сформированности трудовых умений и навыков, отношения к труду.

1. Особенности труда детей дошкольного возраста

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

При организации труда воспитатель руководствуется «Программой воспитания в детском саду», которая определяет содержание трудовой деятельности детей в каждой возрастной группе. Постепенно от группы к группе задачи трудового воспитания усложняются и расширяются. Начиная со второй младшей группы, в разделе «Труд в природе» выделяется подраздел «Работа в уголке природы», а в старшей группе как самостоятельный вид труда вводится ручной труд.

Организуя трудовую деятельность воспитатели обеспечивают всестороннее развитие детей , помогают им обрести уверенность в своих силах, формируют жизненно необходимые умения и навыки, воспитывают ответственность и самостоятельность. Педагоги детского сада учитывают основные аспекты руководства трудовой деятельностью детей, а именно:

- подчеркивают общественную значимость труда;

- следят за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали возрастным возможностям детей;

- строго соблюдают нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допуская их перегрузки и переутомления;

- постепенно расширяют самостоятельность детей;


Создают благоприятную психологическую атмосферу, формируют у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу;

- направляют внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий.

Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ, объединяемых понятием «хозяйственно-бытовой труд»: содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий; протирать и мыть некоторые игрушки; протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых); стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки ленточки), салфетки для хлебницы и т. п.; накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть чашки, ложки; подметать пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе; оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую; проявлять заботу о младших (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).

В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации - поручения, дежурства и коллективный труд детей.

Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки, самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. В старшем дошкольном возрасте приобретаются новые навыки самообслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью. Процессы, связанные с ним, используются для решения более сложных воспитательных задач: формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников. Ребенок обслуживает себя, находясь рядом с другими, в связи с чем он должен понимать нужды и затруднения окружающих.

Воспитатель на конкретных примерах разъясняет, как надо поступать, учитывая нужды других: посторониться в раздевальной, чтобы дать пройти тому, кто уже разделся; при умывании пропустить вперед дежурных (им важнее умыться поскорее, чтобы приступить к своим обязанностям), не задерживаться у крана, чтобы все умылись вовремя, попросить разрешения пройти, чтобы не причинить неудобства кому-либо и т. п. Все это формирует у детей элементарную предупредительность, уважительное отношение к окружающим.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его.

Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию. Для старшей группы в уголке природы помещаются растения и животные, требующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Увеличивается и объем детского труда.

Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц). В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет их представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним.

Введение

2. Анализ и диагностика трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста

Список используемой литературы

Приложение

Введение

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Изучение педагогической литературы показало, что на формирование положительного отношения к труду у дошкольников влияют различные факторы: формирование знаний и представлений о труде взрослых и его общественной значимости, развитие мотивов труда, усвоение умений и навыков, создание высокоэмоциональной атмосферы, методы и приемы педагогического воздействия.

Базой для проведения практики стал детский сад №__ г.Зеленогорска. Детский сад работает над проблемой создания условий для социально-личностного развития дошкольников.

Основой для планирования раздела «Трудовое воспитание» является комплексная образовательная программа В.И. Логиновой «Детство».

Организация процесса по созданию условий для трудового воспитания дошкольников регламентируется нормативными документами: Уставом ДОУ, Должностными инструкциями воспитателей и специалистов, Договором с родителями, Приказами по основной деятельности.

В ходе практики поставлены основные вопросы для наблюдения и анализа трудовой деятельности детей:

1.Организация коллективного труда по уборке групповой комнаты или участка, ремонту и подклейке книг, коробок для игр, уходу за посевами и посадками на огороде и цветнике и т.д. в старшей группе.

2.Организация труда с небольшими группами детей: уборка помещения, игровых уголков, стирка и глажение кукольного белья; ремонт игрушек и книг, изготовление игрового оборудования, поделок из природного материала; работа с тканью в старшей и подготовительной к школе группах; работа в природе, организация посевов и посадок, уход за растениями; работа в огороде и цветнике; уход за животными и др.

3.Организация трудовых поручений и работы с дежурными: обучение их выполнению обязанностей, оказание помощи и оценка результата.

4.Наблюдение и анализ организации трудовой деятельности детей: трудовые поручения, дежурства, коллективный труд.

5.Наблюдение за выполнением трудовых обязанностей или поручений некоторыми детьми, анализ уровня сформированности трудовых умений и навыков, отношения к труду.

1. Особенности труда детей дошкольного возраста

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

При организации труда воспитатель руководствуется «Программой воспитания в детском саду», которая определяет содержание трудовой деятельности детей в каждой возрастной группе. Постепенно от группы к группе задачи трудового воспитания усложняются и расширяются. Начиная со второй младшей группы, в разделе «Труд в природе» выделяется подраздел «Работа в уголке природы», а в старшей группе как самостоятельный вид труда вводится ручной труд.

Организуя трудовую деятельность воспитатели обеспечивают всестороннее развитие детей, помогают им обрести уверенность в своих силах, формируют жизненно необходимые умения и навыки, воспитывают ответственность и самостоятельность. Педагоги детского сада учитывают основные аспекты руководства трудовой деятельностью детей, а именно:

Подчеркивают общественную значимость труда;

Следят за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали возрастным возможностям детей;

Строго соблюдают нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допуская их перегрузки и переутомления;

Постепенно расширяют самостоятельность детей;

Создают благоприятную психологическую атмосферу, формируют у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу;

Направляют внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий.

Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ, объединяемых понятием «хозяйственно-бытовой труд»: содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий; протирать и мыть некоторые игрушки; протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых); стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки ленточки), салфетки для хлебницы и т.п.; накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть чашки, ложки; подметать пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе; оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую; проявлять заботу о младших (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).

В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации - поручения, дежурства и коллективный труд детей.

Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки, самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. В старшем дошкольном возрасте приобретаются новые навыки самообслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью. Процессы, связанные с ним, используются для решения более сложных воспитательных задач: формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников. Ребенок обслуживает себя, находясь рядом с другими, в связи, с чем он должен понимать нужды и затруднения окружающих.

Воспитатель на конкретных примерах разъясняет, как надо поступать, учитывая нужды других: посторониться в раздевальной, чтобы дать пройти тому, кто уже разделся; при умывании пропустить вперед дежурных (им важнее умыться поскорее, чтобы приступить к своим обязанностям), не задерживаться у крана, чтобы все умылись вовремя, попросить разрешения пройти, чтобы не причинить неудобства кому-либо и т.п. Все это формирует у детей элементарную предупредительность, уважительное отношение к окружающим.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его.

Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию. Для старшей группы в уголке природы помещаются растения и животные, требующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Увеличивается и объем детского труда.

Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц). В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет их представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним.

Ручной труд - изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. - осуществляе

Самообслуживание

Поручения, связанные с хозяйственным трудом

Дежурства

Ознакомление с трудом взрослых

Мыть руки по мере загрязнения перед едой, насухо вытереть лицо, и руки личным полотенцем

Ставить хлебницы и салфетницы, поддерживать порядок в игровой комнате.

С помощью взрослого кормить рыб, птиц, поливать комнатные растения, растения на грядках

Повар дворник машинист

Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого

Зажать лук, собирать овощи

Обучать детей порядку одеванию и раздеванию

Расчищать дорожки от снега, счищать снег со скамеек

Учить правильно надевать одежду и обувь

Старший дошкольный возраст

Самообслу-живание

Поручения, связанные с хозяйствен-ным трудом

Поручения, связанные с трудом в природе

Дежурства

Ознакомле-ние с трудом взрослых

Ручной труд

Коллектив-ный труд

Одевание- раздевание

Помощь воспитателю в ремонте книг, дидактических пособий (подклеивание книг, коробок)

Уборка мусора на участке, коллективная уборка на огороде

Расставлять хлебницы тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы

Вводится понятие «профессия»

Правила безопасности работы с клеем

Уборка территории, уборка группы, уход за цветами

Уход за игрушками, их мытье

Подметание дорожек на участке

Знакомство врач шафер почтальон продавец

Воспитывает самостоятельность

Желание делать подарки

1.В ходе труда были решены поставленные задачи.

2. материал: передники, лейки, таз, тряпочки, растения, конструктор, игрушка – кошечка. Объект труда – цветы.

3. Хозяйственно- бытовой труд. Вытирание пыли с конструктора.

4. труд в природе. Поливка растений.

5. распределение по звеньям. Каждое звено выполняет свое задание.

6.правильно пользоваться лейкой. Качество навыков умение у детей среднее.

7. Дети в процессе труда действуют сообща.

8. Воспитатель показывает ребенку, как правильно обращаться с инвентарем.

9. Отношение к труду положительное.

10. Дети хорошо потрудились и выполнили поставленные цели воспитателя.

11. Труд рядам.

Младшая группа.

Вид труда Хозяйственно- бытовой.

Цель: Формирование положительного, успешного отношения к собственному труду и его результатом.

Задачи: Воспитывать желание принимать участие в посильном труде, уметь преодолевать небольшие трудности.Развивать умение понимать обобщающие слова

Форма организации труда: поручение

Оборудование: конверт с разрезными карточками посуды, тазики по 2на каждого ребенка, тканые салфетки по 2 на каждого ребенка, маленькие кусочки мыла, губка, грязная кукольная посуда.

Методические приемы: Показ силуэта дома, речевая игра «Говорящая посуда», показ воспитателя как мыть посуду.

Средняя группа.

Вид труда труд в природе.

Цель: развивать положительное отношение к природе.

Задачи: Формировать привычку к трудовому усилию,желание трудиться.Учить детей правильно держать лопату и очищать пространство от снега. Развивать воображение, мышление, умение выполнять поручение педагога. Воспитывать любовь к чистоте.

Форма организации: коллективный труд.

Оборудование: Выносной материал(лопаты, мешки, метелки, ведра, рукавицы), светофор.

Методические приемы: Показ взрослого, вопросы, совместный труд детей и взрослого, пояснение, разъяснение, игровое, одобрение, поощрение промежуточных результатов, художественное слово, косвенный контроль.

Наблюдение и анализ продуктивной деятельности детей на разных возрастных этапах.