Познавательное развитие детей дошкольного возраста в доу в рамках реализации фгос до. Познавательное развитие детей среднего и старшего дошкольного возраста при использовании инновационных методов и приёмов экспериментирования Познавательная активность в

Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 5 минут

А А

Последнее обновление статьи: 17.01.2017

В период среднего дошкольного возраста происходит переход от неосознанных психических процессов к осознанным. Дети начинают намеренно и целенаправленно познавать новое, развивать мышление, логику, память.

Сущность познания

Познание – это процесс получения нового знания, открытие того, что раньше было неизвестно. Для получения результата от познавательной деятельности необходимо активное участие человека в этом процессе.

Человеческий мозг устроен так, что каждую минуту он получает и обрабатывает информацию, запоминая то, что считает полезным и избавляясь от лишних знаний. Ребёнок 4-5 лет открыт для всего мира. В этом возрасте он способен усваивать огромное количество информации. Взрослые должны помогать дошкольникам определять, что важно, а что – нет.

Развитие познавательной деятельности дошкольников направлено в первую очередь на формирование умения и желания учиться.

Этапы развития познания дошкольников

Познавательное развитие имеет несколько стадий:

  1. Любопытство – бессознательное стремление к познанию. Это может быть просто реакция на яркий, красочный предмет, проявление интереса.
  2. Любознательность – это уже осознанный, живой интерес к получению новой информации. На этом этапе ребёнок радуется, удивляется и испытывает восторг, когда узнаёт новое.
  3. Развитие познавательного интереса. У дошкольников развивается познавательная мотивация, стимулирующая их к постоянному познанию неизведанного.
  4. Познавательная активность – высшая стадия познавательного развития.

Развитие познавательной деятельности происходит по-разному. У одних дошкольников она носит теоретический характер, а у других – практический. Всё зависит от особенностей воспитания.

С момента появления на свет, ребенок начинает познавать мир. Задача родителей на этом этапе – сформировать благоприятную среду для развития их чада. Младенцу необходимо оказывать много внимания, демонстрировать свою любовь, развлекать его яркими игрушками.

В раннем возрасте (1-3 года) процесс познания связан только с практической стороной. Информация накапливается путём:

  • изучения окружающих предметов, которые ребёнок может потрогать;
  • участия в различных ситуациях;
  • личного наблюдения за разными событиями.

Чтобы стимулировать познавательный процесс ребёнка возрастом до 3 лет необходимо постоянное разнообразие и возможность свободного исследования.

В 3-4 года малыш уже владеет большим количеством информации, но она носит бессвязный характер. Он только учится установлению взаимосвязей. В качестве объектов выступают не только сами предметы (например, игрушки) и действия с ними (сжимать, складывать в коробку, нажимать на кнопочку, кидать), но и их свойства (цвет, форма, размеры и т.п.). Малыш начинает сравнивать предметы между собой, находить общие и отличительные черты.

Когда ребёнку исполняется 4 года, процесс его познания переходит на более высокий уровень: речь становится одним из средств познания.

В 5 лет малыш уже может систематизировать и анализировать, обобщать, классифицировать и упорядочивать накопленные знания.

Особенности познавательных интересов у дошкольников 4-5 лет

В период среднего дошкольного возраста у ребёнка проявляются:

  1. Самостоятельность. Ребёнок стремится всё сделать сам, без помощи взрослых. Это желание необходимо поддерживать, давать ему возможность самому ухаживать за собой, поручать несложные домашние дела. Отрицательная сторона самостоятельности – попытки установить свои правила.
  2. Этические представления. Ребёнок понимает чувства других людей, учится сопереживать. Он больше обращает внимание на поступки взрослых, а не на их слова.
  3. Творческие способности. У ребёнка очень богатое воображение, он представляет в своей голове целый сказочный мир, мечтает стать героем какой-нибудь фантастической истории, стараясь воплотить это на бумаге.
  4. Страхи. Порождаются богатой фантазией.
  5. Отношения с другими детьми. Малыш всё больше проявляет интереса к совместным играм, которые становятся сложнее, разнообразнее. Отличаются разнообразием и отношения со сверстниками. Они дружат, ссорятся, ревнуют друг друга и т.п.
  6. Активная любознательность. Проявляется в постоянных вопросах ребёнка.

Развитие познания у дошкольников 4-5 лет дома и в детском саду

Большинство детей 4-5 лет ходят в детский сад, где познают новое на занятиях, проводимых в игровой форме, при общении и в процессе игр с другими дошкольниками. Однако родители не должны скидывать с себя всю ответственность за общее развитие ребёнка на воспитателя в детском дошкольном учреждении. Мама и папа должны уделять ребёнку хотя бы немного времени на развитие познавательных процессов. Просто гуляя с малышом по парку можно комментировать всё вокруг: “Смотри, какие красивые красные цветочки! Это тюльпаны. Эти жёлтые – нарциссы!” Рассказывая ребёнку об окружающем мире и отвечая на его многочисленные вопросы, нужно задавать вопросы и ему: “А что это за машинка? Грузовая? А какого она цвета? Правильно, зелёная”.

В 5 лет ребёнок уже должен знать все буквы и уметь считать. Для развития познания необходимо:

  1. Читать с ребёнком интересные книги, рассказывающие о мире, пропагандирующие доброту, смелость и другие положительные качества.
  2. Играть в развивающие игры.
  3. Водить в кружки, деятельность в которых соответствует интересам и талантам ребёнка (рисование, танцы, лепка, пение, гимнастика и прочее).
  4. Активная деятельность, включающая прогулки на свежем воздухе (у моря, в лесу), активные игры (догонялки, футбол и т.п.), ежедневную зарядку.

Дошкольников необходимо учить доброте, гуманности, состраданию и заботе. Дети 4-5 лет должны понимать, что:

  • мир, окружающий их, полон тайн и неразгаданных загадок, он удивителен и интересен;
  • мир нежный и хрупкий, его необходимо беречь, охранять;
  • мир прекрасен, его красоту стоит не только беречь, но и преумножать.

Игровые упражнения для развития познания

Любые занятия с детьми 4-5 лет должны проводиться в игровой форме:

  1. Проигрывание сюжета. У каждого ребёнка есть любимая сказка, например, “Колобок”. Малышу предлагается изобразить главного героя этой сказки. Он примется старательно копировать любимого персонажа, передавать его характер и эмоции при попадании в ту или иную ситуацию.
  2. Танцы. Следует включить ритмичную музыку и танцевать вместе с малышом. Так он выплеснет всю лишнюю энергию и поднимет себе настроение.
  3. Соревнования. Педагог в детском саду может устроить спортивные соревнования между детьми. Это отличный вариант групповой активной деятельности.
  4. “Найди отличия”. Спокойная домашняя игра. Ребёнку показываются две картинки, которые на первый взгляд одинаковые, но имеют между собой отличия в небольших деталях. Эта игра тренирует память и мышление.
  5. “Аукцион”. Педагог показывает предмет детям (например, карандаш) и предлагает рассказать, что с ним можно сделать (нарисовать, бросить, потыкать) и назвать его качественные характеристики (деревянный, красный, длинный).
  6. “Самый зоркий”. Дошкольникам показывают картинки, затем они прячутся, и малыши по очереди перечисляют, что на этих картинках было. Это упражнение развивает память.
  7. Сбор пазлов. Эта игра направлена на развитие восприятия.

Таким образом, дети 4-5 лет готовы познавать большие объёмы новой информации. Воспитатели в детском саду и родители должны не только предоставлять эту информацию, но и поддерживать постоянный интерес ребёнка к постижению нового, мотивировать его. Но самое главное – это внимание родителей к своему ребёнку и правильный личный пример, который они подают.

Читайте далее:

Познавательное развитие детей дошкольного возраста.

Познавательное развитие детей - одно из приоритетных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. ФГОС предлагает «реализацию Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности… ». Я считаю, что данная тема всегда будет актуальной в дошкольном возрасте, так как направлена на развитие любознательности, активности, самостоятельности, а главное - на формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности согласно ФГОС ДО.

В ФГОС используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».

Что обозначают эти термины, есть ли разница между ними?

Познавательные интересы это стремление ребѐнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

Как узнать, есть ли у детей в группе познавательные интересы?

Конечно, главным образом, это становится очевидным по количеству и качеству вопросов, которые задают дети.

Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозор.

Да, кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, это все исследовательско-экспериментальные действия, при помощи которых ребёнок сам добывает нужные ему сведения о мире.

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития относят: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования. (ФГОС пункт 1.4.7.)

В задачах, которые ставит Госстандарт, есть и такая: «формирование общей культуры личности детей... развитие интеллектуальных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности

Требования к структуре образовательной программы и её объёму.

Здесь определяется, в числе других образовательных областей, содержание познавательного развития.

Итак, содержание познавательного развития детей предполагает:

    Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

    Формирование познавательных действий, становление сознания.

    Развитие воображения и творческой активности.

    Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

Методы познавательного развития.

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование , которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.

К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность , обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

В третьем разделе ФГОС определены Требования к условиям реализации основной образовательной программы.

Хотелось бы обратить внимание на главу 3, параграф 3.3 ФГОС ДО, где перечислены конкретные требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ. Цитата: «Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы».

Одним из важных условий при создании развивающей предметно – пространственной среды является соответствие материала возрасту дошкольников. Соответствие возрасту – одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития. В связи с этим можно рекомендовать ориентироваться на такие показатели соответствия среды возрасту детей.

Старшая группа . Здесь идет дальнейшее развитие ведущей деятельности, это период пика развития творческой сюжетно-ролевой игры, и здесь к игре предъявляются особые требования. В старшей группе одна из основных задач педагогов состоит в организации предметно-развивающей среды для познавательного развития. Материалы среды регулярно пополняются.

Методика познавательного развития детей дошкольного возраста включает следующие компоненты:

    когнитивный , направленный на получение ребенком информации об окружающем мире (через сенсорное познание, решение познавательных задач, интеллектуальные умения) и формирующий целостную картину мира;

    деятельностный , (сюжетно-ролевая игра, проектная и исследовательская деятельность детей дошкольного возраста, экспериментирование), направленной на формирование познавательной активности ребенка;

    эмоционально-чувственный , определяющий отношение ребенка к познанию окружающего мира.

Компоненты познавательного развития реализуются:

КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ методики внедряется:

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ реализуется через игровую, проектную, исследовательскую деятельность и экспериментирование .

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННЫЙ КОМПОНЕНТ методики познавательного развития реализуется через развитие эмоциональной отзывчивости детей средствами музыки, художественной литературы, изобразительного искусства, природы; создание ситуации успеха для каждого ребенка в познавательной деятельности, которая настраивает его на положительное отношение к познанию окружающей деятельности.

организацию решения познавательных задач;

применение экспериментирования в работе ДОО;

использование проектирования.

Образовательная область «Познавательное развитие» включает:

- Формирование элементарных математических представлений.

- Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

- Ознакомление с предметным окружением.

- Ознакомление с социальным миром.

- Ознакомление с миром природы.

МОЙ ОПЫТ

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно важно, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Чтобы правильно наметить пути предстоящей работы в этом направлении, провела мониторинг с целью определения уровня развития познавательной активности детей . У большинства наших воспитанников сформирован устойчивый интерес к познанию окружающего мира. И самостоятельная познавательная деятельность осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями.

На основе полученных результатов выстроила систему работы. Прежде всего составила перспективный план ознакомления детей с окружающим по трем основным разделам: мир природы, мир людей, мир предметов. В планах использую методику познавательного развития (когнитивный , деятельностный и эмоционально-чувственный компонент), также предусматриваю разные виды деятельности: НОД, игру, труд, самостоятельную и продуктивную экспериментальную деятельность.

В своей работе использую современные технологии в развитии познавательной активности.

Использования ИКТ технологий,

Экспериментирования,

Проектной деятельности.

Деятельностный компонент , отражающий организацию разных видов детской деятельности (сюжетно-ролевая игра, проектная и исследовательская деятельность, зкспериментирование детей дошкольного возраста) применяю в исследовательской деятельности с детьми. Используя проблемно – игровую технологию, которая развивает интеллектуально – творческий потенциал ребенка и позволяет сделать процесс доступным и привлекательным. Дети проявляли интерес, когда мы вместе строили постройки из песка. Почему из мокрого песка можно сделать «пасочку», а из сухого нельзя, почему шарик железный утонул в воде, а пластмассовый плавает, дети сделали открытие, что обычная поролоновая губка, мы ее использовали для построек домика, башенки, дорожки и т. д., оказывается, может пить водичку, если положить ее в блюдце с водой. Зимой, например, украшали елку сосульками, сосульки сделали из разноцветной воды и заморозили в холодильнике, а потом украсили елку и кустарники на участке.

Для того чтобы подвести детей к пониманию таких природных явлений, как дождь, снег, я проводила простейшие опыты со снегом, водой, льдом. Наблюдая сильный дождь из окна, мы увидели, как стекает вода по стёклам, появляются лужи после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений делали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. Для формирования у детей интереса к этим явлениям я использую художественную литературу: стихи, потешки, загадки о явлениях природы.

Для того чтобы у детей появилось желание самостоятельно использовать элементы исследовательской деятельности – проводить опыты и эксперименты, я создала в группе определённую развивающую среду:

Разнообразные емкости: кружки, колбы, тарелочки, пробирки, стаканчики, песочные формочки и т. д. ;

шприцы, трубочки - резиновые, пластмассовые, воронки, сито;

увеличительные стекла, лупы;

измерительные приборы - градусники, весы, часы, линейки, термометр, пипетки и пр. ;

компас, бинокль;

пилочки, наждачная бумага, пипетки;

губка, пенопласт, поролон, вата и т. д.

Подборку материала осуществляю по мере изучения темы и по мере ознакомления детей с теми или иными материалами.

Познавательно-исследовательская деятельность, при правильной организации, учит детей видеть проблему, искать способы её решения, фиксировать результат, анализировать полученные данные.

Применяя информационно-коммуникативные технологии, как одно из пособий при обучении детей, я использую мультимедийные презентации: «Красивые бабочки», «Зимующие птицы», «Краски осени» и др. Составлена электронная библиотека по тематическим темам. Презентация несет в себе образный тип информации, понятный детям; формирует у них познавательную активность, интерес к обучению. Дошкольнику, с его наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать,подействовать или оценить действие объекта. В дошкольном возрасте на первое место по значимости среди видов деятельности, в которых происходит познавательное развитие, выходит игра.

Главные виды игр – сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные, потому что в этих играх удовлетворяется стремление ребёнка к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. Игра помогает осознать происходящее вокруг. Все игры, и развивающие игры с правилами в том числе, удовлетворяют потребность ребенка в познании окружающего.

Эмоционально-чувственный компонент.

Приобщение детей к чтению художественной литературы и фольклора позволяет нам не только пополнить литературный багаж детей, но и воспитать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героями книги, отождествлять себя с героями книги.

В своей работе использую и приемы, обеспечивающие эмоциональную активность детей:

Игровой, повышающий качество усвоения познавательного материала;

Сюрпризный момент, настраивающий ребенка на познание, обостряющий желание разгадать секрет, загадку (показы игрушек, картинок, появление взрослого в необычном наряде и т. п.) ;

Элемент новизны в НОД, изменяющий форму организации работы с детьми и места проведения (экскурсия, путешествие, выставка и т. п.) ;

Юмор и шутка, повышающие эмоциональность обучения, делающие НОД более интересной и запоминающейся.

Опыт работы убеждает в необходимости применения в НОД или совместной деятельности с детьми приемов, помогающих привлекать и удерживать внимание. Это эмоциональная и голосовая модуляция (громкость голоса, интонация, модуляция темпа речи (пауза, изменение темпа речи).

Стихи, сказки, песенки не только доставляют эмоциональное удовольствие, но и обогащают представления детей о мире. Коммуникативная деятельность в старшем дошкольном возрасте становится более содержательной. Дети способны высказывать своё мнение, задавать «цепочки» вопросов, обсуждать серьёзные вопросы, настаивать на чём-то.

Когнитивный компонент.

В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

Примерами познавательных задач могут быть следующие:

Неживая природа : почему качаются ветви деревьев? Почему на земле лужи? Почему замёрзла вода на улице? Почему снег тает в помещении? Почему снег бывает липким? Почему летом и весной идёт дождь, а зимой снег? Почему весной почва к полудню оттаивает, а к вечеру замерзает? и т.д.

Живая природа : могут ли растения расти без света (влаги, тепла)? Почему растения весной быстро растут? Почему осенью растения увядают, желтеют, теряют листья? Почему кактус поливают редко, а бальзамин часто? Почему рыба плавает? и т.д. После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения , обратить внимание на их противоречивость. Если дети не выдвигают никаких идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.

Рассматривание картинок способствует обогащению сенсорного опыта, развитию наглядно-образного мышления.

В рамках двигательной деятельности , я знакомлю детей с различными видами спорта, знаменитыми спортсменами, олимпийскими играми, формирую представления о здоровом образе жизни. Здесь дети получают много информации о собственном теле, его возможностях, в подвижных играх учатся понимать – зайчики прыгают, лисички – бегают, медведь переваливается со стороны в сторону и др.

Формы мероприятий, проводимые вне занятий

Традиция «Доска достижений»;

Рассказы педагогов «Знаете ли вы… »;

Подбор материала о животных и растениях;

Выращивание рассады вместе с детьми;

Доска выбора;

Коллекционирование.

Познавательное развитие предполагает какие-то «открытия» ребёнка, решение каких-то значимых для него задач самостоятельно. Это становится возможным при поддержке детской инициативы и возможности выбора материалов, видов активности. В развитии познавательной активности дошкольников огромную роль играет правильно организованная самостоятельная познавательная деятельность.

Осуществляю ее в основном во вторую половину дня и на прогулках. При этом дети имеют возможность дополнить и расширить свои представления о мире, а также овладеть различными способами получения знаний.

На организацию мероприятий в режимных моментах обращаю особое внимание, так как радость самостоятельных открытий, сопровождающая умственные поиски, укрепляет и развивает познавательные интересы и активность детей.

Деятельность детей в режимных моментах активизирует организованная предметно-развивающая среда, а именно:

Дидактические игры (развивающие настольные игры, поддерживающие интерес к теме и служащие поводом для ее обслуживания с детьми вне НОД;

Глобус и физическая карта, которые являлись наглядно-графическими заместителями целостного «пространства мира», хорошо знакомыми современным дошкольникам. Путешествие по карте – повод для того, чтобы сравнить растительный и животный мир разных уголков Земли, узнать, как живут там люди, чем занимаются и т. д. ;

Настенные часы и разнообразные календари для знакомства с понятием «время», для формирования «чувства времени»;.

Все эти предметы и пособия постоянно находятся в группе. В любое время ребенок может подойти и «поработать» с ними. Конечно, нельзя обойтись без познавательной литературы, поэтому в группе оборудована «Полочка умных книг» (энциклопедии типа «Все обо всем», познавательные книги серии «Что есть что», «Моя первая энциклопедия» и т. п.) . Ее содержание всегда доступно детям.

Так, например, в группе в этом направлении развития детей представлены следующие уголки игровой активности:

Уголок конструирования.

Уголок экспериментирования и природы.

Уголок логики и размышления.

Уголок сенсорных игр.

Уголок дружбы народов мира,

Уголок Первоклассника.

Формы и приемы организации образовательного процесса

по познавательному развитию

Совместная образовательная деятельность педагогов и детей

самостоятельная деятельность детей

образовательная деятельность в семье

непосредственно образовательная деятельность

образовательная деятельность в режимных моментах

Показ

Экскурсии, наблюдение

Беседа

Опыты, экспериментирование

Обучение в условиях специально оборудованной полифункциональной интерактивной среды

Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования, сенсорной комнаты

Игровые упражнения

Игры - дидактические, подвижные

Проектная деятельность

Продуктивная деятельность

Проблемно-поисковые ситуации

Напоминание

Объяснение

Обследование

Наблюдение

Развивающие игры

Игра-экспериментирование

Проблемные ситуации

Игровые упражнения

Рассматривание чертежей и схем

Моделирование

Коллекционирование

Проекты

Интеллектуальные игры

Тематическая прогулка

Конкурсы

КВН

Трудовая деятельность

Тематические выставки

Мини-музеи

Игры - развивающие, подвижные, со строительным материалом

Игры-экспериментирования

Игры с использованием автодидактических материалов

Моделирование

Наблюдение

Интегрированная детская деятельность:

включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность -предметную, продуктивную, игровую

Опыты

Труд в уголке природы

Продуктивная деятельность

Беседа

Коллекционирование

Просмотр видеофильмов

Прогулки

Домашнее экспериментирование

Уход за животными и растениями

Совместное конструктивное творчество

Коллекционирование

Интеллектуальные игры

В результате разнообразных форм работы с детьми происходит познавательное развитие детей дошкольного возраста, как целенаправленный процесс раскрытия в ребенке познавательных возможностей, обнаружение их в себе с целью познания окружающего мира и активного участия в нем.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без тесного контакта с семьей. Огромное значение ФГОС отводит работе с родителями, педагогам важно сделать родителей активными участниками воспитательно-образовательного процесса. Сотворчество, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности. Родители принимают активное участие в выставках поделок из природного и бросового материалов: ««Космос», «Волшебница Осень». Например в нашей группе есть дети, которые занимаются коллекционированием. (лошадки, военная техника, куклы, энциклопедии). Устраиваем выставки в группе.

Формы работы с родителями

Лекции об особенностях познавательной деятельности ребёнка с рекомендациями по созданию развивающей среды дома.

Семейные проекты «Моя семья», «Поможем птицам зимой», «Генеалогическое древо нашей семьи».

Родительские встречи, позволяющие рассказать о собственных хобби, «Мамины и папины уроки»

Подготовила для родителей тематическую выставку «Я - исследователь» о том, как организовать дома исследовательскую деятельность. Памятки - «Как поддержать у детей интерес к познавательному экспериментированию? ».

На этапе завершения дошкольного образования:

У ребенка должны быть сформированы следующие навыки и умения, например:

Устанавливать простые связи между явлениями и между предметами, предсказывать изменения предметов в результате воздействия на них, прогнозировать эффект от своих действий, находить причины и следствие («Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности») ;

Выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, различные звуки; умение классифицировать предметы по общим качествам («Сенсорное развитие») ;

Считать в пределах освоенных чисел и определять отношение предыдущего и последующего в числовом ряду; решать арифметические задачи на сложение и вычитание; делить предметы на равные и не равные части, понимать соотношение части и целого; считать со сменой основания; выделять формы окружающих предметов, определять их положение в пространстве и положение своего тела в нем («ФЭМП») ;

Знание символики родного города и государства, осознанность детьми принадлежности к своему народу («Мир, в котором мы живем») .

Элементарное представление о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания («Природа и ребенок»)

Для обеспечения познавательной активности детей широко используется проектный метод как вариант интеграции разных видов деятельности детей с дошкольного возраста.

В завершении хочу отметить, что организация познавательной деятельности чётко отражена и пересекается (интегрирует) с остальными формами работы в течение дня (прогулка, режимные моменты, групповая - подгрупповая, совместная деятельность). (Интеграция - взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий.)

Таким образом, познавательная деятельность детей в ДОУ – это такая работа, которая выполняется как без непосредственного участия воспитателя, так и с ним, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий. Самообслуживание и элементарный бытовой труд заметно усложняются и позволяет детям выделять больше свойств предметов, получать новые знания.

Также можно сделать вывод, что каждая из специфически детских видов деятельности позволяет реализовать содержание познавательного развития, интегрируя его с другими образовательными областями.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы

Гимназия № 1797 «Богородская»

ДО № 4-4 «Солнышко»

Консультация

«Особенности развития познавательной активности

детей среднего

Дошкольного возраста»

Город Москва, 2017 год

Особенности развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста

Для того чтобы разобраться в проблеме развития познавательного интереса у детей, мы изучили литературу по детской психологии и педагогике (С.А.Козлова, Т.А.Куликова, В.С.Мухина, О.С.Смирнова, И.Ю.Кулагин, В.Н.Колюцкий и др.).

Дошкольный возраст - период расцвета детской познавательной активности. К 3-4 годам ребенок как бы освобождается от давления воспринимаемой ситуации и начинает думать о том, что не находиться у него перед глазами. Дошкольник пытается как-то упорядочить и объяснить для себя окружающий мир, установить в нем какие-то связи и закономерности.

Примерно с 5 лет начинается расцвет идей маленьких философов. Постепенно возникает первый абрис детского мировоззрение.

Умственное развитие дошкольника представляет собой сложное взаимодействие и взаимосвязь различных форм мышления: наглядно - действенного и наглядно- образного, логического. Одна из наиболее ранних форм мышления - наглядно- действенное – возникает в тесной связи с практическими действиями детей. Основным признаком такого мышления является неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познавательный предмет. В процессе многократных действий с предметом ребенок выделяет скрытые, внутренние характеристики объекта и его внутренние связи.

Другой характерной для дошкольников формой умственной деятельности является наглядно - образное мышление, когда ребенок оперирует не конкретными предметами, а их образами и представлениями. Важным условием формирования этого вида мышления является способность различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты. Одной из важнейших предпосылок возникновения образного мышления является подражание взрослому. Ряд психологов (Ж.Пиаже, А.Валлон, А.В.Запорожец и др.) рассматривали подражание как главный источник становления образного плана. Логическое мышление складывается к концу дошкольного возраста.

Для нашего исследования очень важен вывод, который делает в ходе своей работы Н.Н.Поддъяков. Н.Н. Поддъяков исследовал особый тип мышления ребенка, который представляет собой единство наглядно- действенного и наглядно - образного мышления и направлен на выявление скрытых от наблюдения свойств и связей предметов. Этот тип мышления был назван детским экспериментированием.

Детское экспериментирование не задается взрослым, а строится самим ребенком. Как экспериментирование у взрослых, оно направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением. В процессе экспериментирования ребенок получает новую порой неожиданную для себя информацию. В данной деятельности четко прослеживается момент саморазвития: преобразования объекта раскрываются перед ребенком его новые свойства, которые в свою очередь, позволяют строить новые, более сложные преобразования.

Процесс мышления предполагает не только использование уже отработанных схем и готовых способов действия, но и построение новых. Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости детского мышления. Возможность самостоятельного экспериментирования дает ребенку возможность пробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность детского мышления готовыми схемами.

В процессе экспериментирования у ребенка возникают новые, неясные знания. Поддъяков выдвинул предположение о том, что процесс мышления развивается не только от незнания к знанию, но и в обратном направлении – от непонятному к понятному, от определенному к определенному. Способность строить свои, пусть еще неясные догадки, удивляться, задавать себе и окружающим вопросы является не менее важной в развитии мышления, чем воспроизведение готовых схем и усвоение знаний, даваемых взрослым. Именно эта способность лучше всего развивается и проявляется в процессе детского экспериментирования.

Роль взрослого в этом процессе сводится к тому, чтобы создавать специальные объекты или ситуации, стимулирующие познавательную активность ребенка и способствующие детскому экспериментированию.

Для нашего исследования важен вывод, который делает в ходе своей работ Н.Н.Подъяков: «Детское экспериментирование – это особый вид мышления, который представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, и направлен на выявление скрытых от наблюдения свойств и связей предметов.

К среднему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период очень важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой работы, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая, понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактическим наблюдением взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сими смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о представлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и др.) Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную ориентировочно- исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать- и я пойму». Усваивается все на долго и прочно, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность самому ребенку найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?».

Теоретической базой этой работы являются исследования Н.Н.Поддьякова, который в качестве основного вида ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н.Н.Поддьков, 1995).

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно- исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше и полноценнее он развивается.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность6 они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Н.Н.Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно- исследовательской деятельности у дошкольников.

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цели, ищет пути и способы их достижения. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы свою волю.

Второй вид ориентировочно- исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослыми.

Исследовательский подход к обучению представлен в частности, в пособии «Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках» (М.В.Кларин, 1994). Распространенным в зарубежной педагогике является понимание исследовательского обучения как обучения, при котором ребенок становится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного педагогом.

В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:

Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;

Предлагает возможные решения;

Проверяет эти новые решения, исходя из данных;

Делает выводы в соответствии с результатами проверки;

Применяет выводы к новым данным;

Делает обобщения.

М.В.Кларин приводит представления зарубежных дидактов о трех уровнях исследовательского обучения:

На первом уровне педагог ставит проблему и намечает метод ее решения. Само решение, его поиск предстоит детям осуществить самостоятельно;

На втором уровне педагог только ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно;

На третьем, уровне постановка проблемы, равно как и разработка самого решения, осуществляется детьми самостоятельно.

Таким образом, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под наблюдением взрослого в сотрудничестве и сотворчестве.

Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них с рождения. И.П.Павлов назвал это свойство рефлексом «что такое?». Предметная исследовательская деятельность, свойственна ребенку с ранних лет, развивает и укрепляет познавательное отношение к окружающему миру.

После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе восприятия предметов, но и на базе представлений.

В своем учебнике «Дошкольная педагогика» С.А.Козлова, Т.А Куликова дают определение детской любознательности, познавательному интересу, познавательному мотиву.

Любознательность и познавательные интересы представляют собой разные формы познавательного отношения к окружающему миру.

Любознательность – это особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребенка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью (С.Л.Рубиштейн, Д.П.Годовикова). Любознательному ребенку хочется познавать. а что именно не столь важно (в этом проявляется недифференцированность любознательности).

Познавательный интерес – проявляется в стремлении ребенка познать новое, выяснить не понятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся в них связи и отношения (Т.А.Куликова).

Познавательный интерес отличается от любознательности широтой охвата объектов, глубиной познания, избирательностью. Основа познавательного интереса- активная мыслительная деятельность. Познавательный интерес ребенка отражается в игра, рисунках, рассказах, исследованиях. Поэтому взрослые должны обеспечивать условия для такой деятельности.

Успешная деятельность ребенка является стимулом развития познавательных интересов. Основной формой проявления любознательности, познавательных интересов издавна считались вопросы ребенка.

В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив: дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают надостаток в знаниях, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые.

Источником познавательных интересов служит разнообразный опыт ребенка. Вопросы возникают у него при непосредственном ознакомлении с какими- либо предметами и явлениями, в общении со взрослыми и сверстниками, часто бывают результатом его собственных рассуждений.

Вывод, в ходе исследования психолого-педагогической литературы предложены следующие определения: «Любознательность» - форма познавательной активности, направленная на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью. «Познавательный интерес» - проявляется в стремлении познать новое, выяснить непонятное. «Познавательный мотив» - стремление пополнить, уточнить и приобрести новые знания.


Детское экспериментирование является важнейшим из средств развития познавательной активности детей дошкольного возраста, которое направлено на познание ребенком окружающего мира

Статья публикуется по материалам электронного журнала «Молодой ученый», партнера Я – Родителя

Библиографическое описание: Жуйкова Т. П. Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментирования [Текст] / Т. П. Жуйкова, К. А. Шустрова // Молодой ученый. - 2015. - №8. - С. 921-924.

Дошкольный возраст является начальным периодом формирования личности, быстрого роста и интенсивного . Развитие познавательной активности и интереса ребенка формируется в процессе дошкольного образования. Эффективные средства, направленные на развитие познавательной активности детей, являются значимой проблемой, которая требует теоретического обоснования и практического решения.

Познавательная активность способствует развитию субъектной позиции ребенка в ознакомлении с окружающим миром. Важно отметить, что в дошкольном возрасте предпосылками для развития познавательной активности детей являются: развивающиеся возможности мышления ребенка, развитие познавательных интересов дошкольников, формирование продуктивной и творческой деятельности, взаимодействие детей дошкольного возраста с окружающим миром.

Развивать все эти навыки можно с помощью метода детского экспериментирования.

Экспериментальная деятельность детей рассматривалась в работах многих ученых. Н. Н. Поддьяков исследовал специфику и виды детского экспериментирования, О. В. Дыбиной, Л. Н. Прохоровой, И. Э. Куликовская и Н. Н. Совгир рассмотрели возможности детского сада в организации экспериментальной деятельности.

Эффективным методом познания окружающего мира в детском саду является метод экспериментирования. Иванова А. И., Куликовская И. Э., Николаева С. Н., Рыжова Н. А., Поддьяков Н. Н. и другие исследователи говорят о значимости использования метода экспериментирования в работе с дошкольниками.

Академик Н. Н. Поддьяков и творческий коллектив под его руководством осуществляет разработку теоретических основ метода детского экспериментирования. На основе их исследований можно сформулировать следующие основные положения.

Основные положения метода детского экспериментирования

  1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
  2. В детском экспериментировании проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний, на получение продуктов детского творчества - новых построек, рисунков сказок и прочих.
  3. Детское экспериментирование является основой любого процесса детского творчества.
  4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.
  5. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.

Какие навыки развиваются у ребенка в процессе эксперимента?

Важным в использовании метода экспериментирования в работе с дошкольниками является то, что в процессе эксперимента:

  • дошкольник приобретает реальные знания об изучаемом объекте, о его взаимосвязи с другими объектами и окружающей средой;
  • у ребенка обогащается память, мыслительные процессы активизируются вследствие того, что необходимо постоянно анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;
  • у детей развивается речь, так как ребенок формулирует выводы исходя из увиденного;
  • происходит обогащение умственных умений (приемов и операций);
  • формируется самостоятельность ребенка, умение ставить перед собой не сложные цели, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;
  • развивается эмоциональная сфера дошкольника, его творческие способности, происходит приобщение детей к труду, повышается уровень двигательной активности, укрепляется здоровье.

При правильном построении деятельности у детей среднего дошкольного возраста формируется способность задавать вопросы, и дети пытаются сами найти на них ответы. Инициатива проведения опыта находится в руках дошкольников. Дети обращаются к педагогу с просьбами и предложениями по проведению эксперимента. Воспитатель занимает роль более опытного друга и советчика. Он не должен навязывать детям свое мнение, ребенок должен попробовать разные варианты и сам попросить помощь воспитателя, но воспитатель на просьбу о помощи должен побудить детей мыслить самостоятельно и с помощью наводящих вопросов направить детей в нужное русло.

Как мотивировать ребенка на эксперимент?

Детскую экспериментальную деятельность нужно рассматривать как успешный путь по знакомству детей с окружающим их миром и эффективный способ в развитии интеллектуальных процессов. Опыты дают возможность объединения всех видом деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по проведению эксперимента распределяется между педагогом и воспитанниками.

Необходимо соблюдать правила безопасности по проведению опытов. Все незнакомые детям действия осваиваются в такой последовательности:

  • действие показывает воспитатель;
  • затем кто-то из детей повторяет, возможность повтора отдается тому ребенку, который заведомо выполнит действие неверно, это поможет сконцентрировать внимание на ошибке;
  • воспитатель может осознанно совершить ошибку, благодаря чему дети могут обратить внимание на эту ошибку, вероятность совершения которой велика со стороны детей;
  • ребенок, который не допустит ошибку, повторяет действие;
  • для возможности контроля работы каждого ребенка действие осуществляется вместе и медленно.

Когда детям действие стало знакомо, они совершают его в обычном темпе. Выбор объекта должен соответствовать целям и задачам эксперимента.

Кроме того, можно отметить, что детский эксперимент имеет развивающий потенциал. Достоинством экспериментирования является способность детям дать реальные знания об изучаемых объектах. Опыт – это средство для развития мыслительных процессов детей. В процессе деятельности у детей происходит обогащение памяти, возникает потребность в совершении операций анализа, сравнения и обобщения и подобных. Также оно положительно влияет на эмоции детей, на развитие творческих способностей. В процессе эксперимента дети удовлетворяют свою любознательность, могут почувствовать себя маленькими учеными, исследователями и первооткрывателями.

План работы по развитию познавательной активности детей

В своем исследовании мы наметили этапы руководства экспериментированием детей средней группы и разработку плана работы по развитию познавательной активности детей четырех-пяти лет средствами экспериментирования, нами были изучены педагогические материалы. Базовыми при разработке плана стали следующие: «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Г. П. Тугушевой, А. Е. Чистяковой, «Методика детского экспериментирования» Л. В. Рыжовой, «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбиной.

Виды экспериментальной деятельности по развитию познавательной активности с детьми среднего дошкольного возраста включали опыты:

Вода-волшебница: на определение прозрачности воды, «у воды нет вкуса», «определение формы воды», на определение запаха воды.

Невидимка-воздух: «поймай невидимку», «воздух в человеке», «мыльные пузыри», «с веером», «что тяжелее?», «из чего состоит песок», «взаимосвязь с водой», «определение сыпучести».

Магнит и его свойства: «что происходит с предметами?», «не замочив рук», «танцующие скрепки», «магнитные полюса».

Свойства бумаги: «шуршащая или поющая бумага», «бумага рвется?», «летает, не летает», «какая бумага быстрее намокнет?».

Соль и сахар: «растворимость», «кристаллы сахара», «кристалл из соли».

Цвет: «волшебная кисточка», «вода красится?», «радуга в стакане», «красим цветы».

Явления природы: «радуга из воды», «волны в бутылке», «извержение вулкана».

Изучаем стекло: «гладкость, ребристость, шероховатость», «тепло, холод», «цвет», «прочность», «таинственные картинки».

Всего было проведено 35 опытов. Некоторые мы опишем подробно.

Опыт на определение запаха воды

Цель: создать условия для понимания детьми того, что вода не имеет запаха.

Ход проведения опыта: детям предлагается понюхать воду в стакане, затем для сравнения запаха в воду добавляется лимон, благодаря этому дети могут убедиться, что чистая вода не имеет запаха, но если в нее добавить вещество с запахом, то у воды появится запах того вещества, которое в нее добавили.

Опыт «Не замочив рук»

Цель: создать условия для понимания детьми того, что магнит может действовать через пластмассу и воду.

Ход поведения опыта: детям предлагается с помощью магнита достать скрепку со дна стакана, не замочив руки. Для этого нужно провести магнитом по стенке стакана. Вывод: магнитные силы действуют сквозь пластмассу и воду, поэтому легко достали скрепку, не замочив рук.

Опыт «Растворимость»

Цель: создать условия для формирования представления детей о том, что, сахар и соль растворяются в воде.

Ход проведения опыта: На столе соль, сахар, гречка, стаканы с водой, ложки. Детям предлагается в стакан с водой добавить сахар, в другой стакан соль и в третий стакан гречку и пронаблюдать, что происходит с предметами. На основе увиденного дети делают вывод о растворимости сахара и соли и отсутствии такого свойства у гречки.

Опыт «Как увидеть молнию?»

Цель: Выяснить, что гроза – проявление электричества в природе.

Материал: Кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор.

Проведение опыта. Сложенные друг на друга кусочки ткани дети натирают воздушным шаром или пластмассовым предметом. Подносят к ним рупор для усиления звука и медленно разъединяют ткань. Выясняют, что произошло с тканью при натирании: она наэлектризовалась, появился треск – проявление электричества.

Результаты экспериментов

В ходе всех проведенных опытов дети проявляли активность, практически осваивали свойства и качества различных предметов и материалов. В ходе деятельности дети учились анализировать, выделять свойства предметов, находить сходства и различия предметов, выдвигать предположения, делать выводы и отражать их в речи при ответах на вопросы:

  • Что мы делали?
  • Что получилось?
  • Почему?

По окончанию образовательной деятельности мы обсуждали с детьми, что нового они узнали, закрепляли пройденный материал.

Дети проявляли желание экспериментировать дома, им было задано домашнее задание: пронаблюдать совместно с родителями разные состояния воды – жидкое, твердое и газообразное. Дети приносили замерзшую воду в детский сад, и мы строили различные ледовые фигуры. После чего мы вместе со всеми детьми обсуждали их наблюдения в группе.

Таким образом, опытно-экспериментальная работа показала, что целенаправленное систематическое применение опытов и экспериментов позволяет детям на основе собственных наблюдений, практических действий. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

Литература:

  1. Поддьяков, Н. Н. Обучение дошкольников экспериментированию / А. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 1991. - № 4. - С. 31.
  2. Поддьяков, Н. Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников /А. Н. Поддьяков. - М.: Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, 1998. - С. 59
  3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации /Под ред. Л. Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2003. - 64с.
  4. Поддьяков, Н. Н. Обучение дошкольников экспериментированию / А. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 1991. - № 4. - С. 29–34.

Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Ведь согласитесь, если маленький ребенок ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, у него и мышление совсем узкое.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.

Что дает познавательная деятельность

В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание. Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками.

В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности. В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться разработанных критериев.

Что такое ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет определенную совокупность задач и требований к качеству образования и воспитания детей дошкольного возраста, а именно:

К объему образовательной программы и ее структуре;

К соответствующим условиям, где реализуются основные моменты программы;

К полученным результатам, которых смогли добиться воспитатели, обучающие дошкольников. Дошкольное обучение является начальной ступенькой всеобщего среднего образования. Поэтому к нему предъявляется так много требований и вводятся единые стандарты, которых придерживаются все ДОУ. ФГОС является опорой для того, чтобы разрабатывались планы и писались конспекты занятий, направленные на познавательное развитие дошкольников.

Отличие деятельности малышей от школьников — в отсутствии аттестации. Детей не экзаменуют и не тестируют. Но стандарт позволяет оценить уровни и способности каждого ребенка и эффективность работы педагога.

Цели и задачи познавательной деятельности

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ преследует решения следующих задач :

Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка.

Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности.

Развитие творческих задатков и воображения.

Формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов.

Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество.

Малыши начинают осознавать время и пространство, причины и следствие.

Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности.

Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях.

Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего. Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и работают с местными экземплярами.

Формы работы по развитию познавательной деятельности

Главное условие работы с дошкольниками — ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства.

К основным формам , направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся:

личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность;

применение различных дидактических заданий и игр;

использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса,

формирование мышления и памяти.

Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры.

Познание через игру

Малыши не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа воспитателей по познавательной деятельности. Утром дети приходят в группу. Первым делом проводится зарядка. Используются такие упражнения, как: «собери грибочки», «понюхаем цветочки», «лучики-лучики».

После завтрака малыши работают с календарем природы и в живом уголке. Во время экологических игр развивается активность и любознательность.

Во время прогулки воспитатель может использовать много подвижных игр, причем происходит наблюдение за природой и ее изменениями.

Игры, основанные на природных объектах, помогают лучшему усвоению знаний.

Чтение художественной литературы расширяет, систематизирует знания, обогащает словарный запас.

В детском саду, будь то группа или участок, все создано так, чтобы развитие познавательной активности проходило естественно и непринужденно.

Сомнение — главный аргумент

Каким хотят видеть своего ребенка родители? В разное время данный вопрос имел разные ответы. Если в советские времена мамы и папы стремились воспитать послушного во всех отношениях «исполнителя», способного в будущем усердно работать на заводе, то сейчас многие желают вырастить человека с активной позицией, творческую личность.

Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу. Задача воспитателя — не подвергнуть сомнению компетенцию педагога и его учения. Главное — научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их способах получения. Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче.

Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну — и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение.

Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения. По-современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания «на блюдечке». Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить. Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение – это дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности. Как часто нынешние родители слышали в детстве, что они еще не доросли, чтобы спорить. Пора забыть об этой тенденции. Учите детей высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ.

Познавательное развитие в ДОУ по возрастам

С возрастом у малыша меняются возможности и потребности. Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими исследовательским возможностям.

Так, для 2-3-леток все предметы должны быть простыми и понятными, без лишних деталей.

Для малышей с 3-х до 4-х лет игрушки и предметы становятся более многогранными, и большее место начинают занимать образные игрушки, помогающие развитию воображения. Часто можно увидеть ребенка, играющего с кубиками и представляющего их машинками, потом строящим из них гараж, который потом становится дорогой.

В более старшем возрасте предметы и окружающая среда усложняются. Особая роль отводится знаковым предметам. Образно-символический материал выходит на первый план после 5-ти лет.

А как же малыши?

Особенности познавательного развития у двух–трехлетних малышей связаны с настоящим моментом и окружающей обстановкой. Все предметы, окружающие деток, должны быть яркими, простыми и понятными.

Обязательно наличие подчеркнутого признака, к примеру: форма, цвет, материал, величина. Детки особо охотно играют с игрушками, напоминающими предметы взрослых. Они учатся орудовать вещами, подражая маме или папе.

Средняя группа

Познавательное развитие в средней группе предполагает продолжение расширения представлений о мире, развитие словарного запаса. Необходимо наличие сюжетных игрушек и бытовых предметов. Группа оборудуется с учетом выделения необходимых зон: музыкальная, природный уголок, зона книг, место для игр на полу. Весь необходимый материал размещается по принципу мозаики. Это значит, что используемые детьми предметы располагаются в нескольких отдаленных друг от друга местах. Это необходимо, чтобы дети не мешали друг другу.

Старшая группа

Познавательное развитие в старшей группе предполагает и самостоятельные исследования детей. Для этого оборудуется несколько зон. К примеру, зимой раскладывается материал о холодном времени года в доступных детям местах. Это могут быть книга, карточки, тематические игры. В течение года материал меняется, чтобы дети каждый раз получали новую порцию идей для размышления. В процессе изучения предоставленного материала малыши исследуют окружающий мир.

Не забываем об эксперименте

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает использование экспериментов и опытов. Их можно проводить в любой режимный момент: во время умывания, прогулки, игры, занятий. При умывании легко объяснять детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок — получилась грязь. Дети сделали вывод, почему осенью так часто грязно. Интересно сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи пить нельзя, а из крана — можно. Дождь может идти, когда много туч, а бывает «грибной», когда светит солнышко.

Детки очень впечатлительны и податливы. Давайте им пищу для размышления. Темы по познавательному развитию выбираются с учетом возраста и требований ФГОС. Если малыши изучают свойства предметов, то более старшие дошколята уже способны понять устройство мира.

ДОКЛАД для воспитателей

«Познавательное развитие дошкольников с учетом требований ФГОС»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет пять образовательных областей:

— Социально-коммуникативное развитие;

— познавательное развитие;

— речевое развитие;

— художественно-эстетическое развитие;

— физическое развитие.

Мы рассматриваем сегодня проблему познавательного развития дошкольников, как она представлена в ГосСтандарте.

В ФГОС используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».

Что обозначают эти термины, есть ли разница между ними?

Познавательные интересы – это стремление ребѐнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.

Как вы узнаёте, есть ли у ваших детей в группе познавательные интересы? (Ответы)

Конечно, главным образом, это становится очевидным по количеству и качеству вопросов, которые задают дети.

Вспомните, какие вопросы вам задавали дети недавно? Почему вопросы изменяются с возрастом? (Ответы)

Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. При этом развивается внутренняя целеустремленность и формируется постоянная потребность использовать разные способы действия для накопления, расширения знаний и кругозора.

Вы наблюдали такие действия у своих детей?(Ответы)

Да, кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, это все исследовательско-экспериментальные действия, при помощи которых ребёнок сам добывает нужные ему сведения о мире.

Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей. А способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности.

Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития относят: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.

Рассмотрим каждый из этапов подробнее.

  1. К первой стадии относятлюбопытство . Для неё характерно избирательное отношение к любому предмету, обусловленное чисто внешними, часто внезапно открывающимися ребёнку сторонами и обстоятельствами. На этой стадии дошкольник довольствуется лишь первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения познавательного интереса служит обычно его первотолчком. В качестве примера проявления любопытства у дошкольника можно привести тот факт, что в 2–3 года ребёнок сосредоточивается на яркости объекта, не уделяя при этом особого внимания его сущности.
  2. Вторую стадию познавательного развития детей дошкольного возраста определили как любознательность , которая представляет собой ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворённости деятельностью. Сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок.
  3. Новым качеством, или стадией, познавательного развития дошкольников является познавательный интерес , характеризующийся повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению дошкольника в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса следует считать стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования, исследования окружающего мира.
  4. К высокому уровню познавательного развития детей дошкольного возраста относят познавательную активность , основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача.

Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реализацию в определённых видах деятельности, особое внимание уделяя познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). В качестве рекомендуемых нами видов деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного возраста, мы выделяем:

– организацию решения познавательных задач;

– применение экспериментирования в работе ДОО;

– использование проектирования.

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование , которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.

В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности.

После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении явления природы и его причинах. Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их противоречивость. Если дети не выдвигают никаких идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.

К эффективным методам познавательного развития дошкольников относится проектная деятельность , обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Следует запомнить, что Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.

Давайте обратимся ко второму разделу ФГОС. Вы помните, как он называется? Да, это требования к структуре образовательной программы и её объёму. Здесь определяется, в числе других образовательных областей, содержание познавательного развития.

— Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

— Формирование познавательных действий, становление сознания.

— Развитие воображения и творческой активности.

— Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

— Формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).

— Формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

— Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Образовательная область «Познавательное развитие» включает:

— Формирование элементарных математических представлений.

— Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

— Ознакомление с предметным окружением.

— Ознакомление с социальным миром.

— Ознакомление с миром природы.

Понятно, что конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программах для каждой группы указываются те виды деятельности, в которых это содержание может быть реализовано.

В Предметной деятельности дети познают такие свойства как цвет, форму, характер поверхности, вес, расположение в пространстве, температуру и др. Эта деятельность помогает детям решать задачу путём проб и ошибок, т.е. при помощи наглядно-действенного мышления. В Экспериментировании с песком, водой, тестом и т.д. открываются скрытые на первый взгляд свойства: вода течёт, она мокрая, в ней тонут или плавают предметы….

Из общения со взрослыми дети усваивают огромное количество необходимой информации: названия предметов, действий, свойств, отношение взрослых ко всему окружающему. Совместные игры со сверстниками под руководством взрослых позволяют малышам применить знания и умения полученные ранее. Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями обогащают сенсорный опыт детей, создают условия для развития наглядно-действенного мышления, развивают мелкую мускулатуру, что благотворно сказывается на формировании лобных долей мозга малышей.

Стихи, сказки, песенки не только доставляют эмоциональное удовольствие, но и обогащают представления детей о мире, выводят его за пределы непосредственно воспринимаемого.

Рассматривание картинок способствует обогащению сенсорного опыта, развитию наглядно-образного мышления.

Двигательная деятельность в меньшей степени, но тоже влияет на познавательное развитие детей. Во-первых, она снимает напряжение, а кроме этого и здесь дети получают много информации о собственном теле, его возможностях, в подвижных играх учатся понимать – зайчики прыгают, лисички – бегают, медведь переваливается со стороны в сторону и др.

В дошкольном возрасте на первое место по значимости среди видов деятельности, в которых происходит познавательное развитие, выходит игра.

Главные виды игр – сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные, потому что в этих играх удовлетворяется стремление ребёнка к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. Игра для дошкольника выполняет ту же функцию, что учебник для школьников, она помогает осознать происходящее вокруг. Все игры, и развивающие Игры с правилами в том числе, удовлетворяют ненасыщаемую потребность в познании окружающего.

Коммуникативная деятельность, по сравнению с общением в раннем возрасте, становится более содержательной. Дети способны высказывать своё мнение, задавать «цепочки» вопросов, обсуждать серьёзные вопросы, настаивать на чём-то.

Познавательно-исследовательская деятельность, при правильной организации, учит детей видеть проблему, искать способы её решения, фиксировать результат, анализировать полученные данные.

Приобщение детей к чтению художественной литературы и фольклора позволяет нам не только пополнить литературный багаж детей, но и воспитать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героями книги, отождествлять себя с героями книги.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд заметно усложняются и позволяет детям выделять больше свойств предметов, получать новые знания.

Конструирование, Изобразительная деятельность, Музыкальная деятельность, конечно, главным образом решают задачи художестенно-эстетического развития детей, но при этом они много узнают нового о средствах и материалах, с которыми работают, знакомятся с произведениями искусства.

В рамках Двигательной деятельности, при всей специфичности этой образовательной области, мы знакомим детей с различными видами спорта, знаменитыми спортсменами, олимпийскими играми, формируем представления о здоровом образе жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждая из специфически детских видов деятельности позволяет реализовать содержание познавательного развития, интегрируя его с другими образовательными областями.

В третьем разделе ФГОС определены Требования к условиям реализации основной образовательной программы.

Хотелось бы обратить внимание на главу 3, параграф 3.3 ФГОС ДО, где перечислены конкретные требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ. Цитата: «Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы».

Одним из важных условий при создании развивающей предметно – пространственной среды является соответствие материала возрасту дошкольников. Соответствие возрасту – одно из значимых и в то же время сложно выполнимых условий. Связано это с тем, что материалы, сложность и доступность их содержания должны соответствовать сегодняшним закономерностям и особенностям развития детей данного конкретного возраста и учитывать те особенности зон развития, которые характерны опять же сегодня каждому отдельному ребенку. Одновременно надо помнить, что следующая возрастная группа является хранителем среды предыдущей группы по многим причинам. Она должна сохранять материалы прошлой ступени развития. В связи с этим можно рекомендовать ориентироваться на такие показатели соответствия среды возрасту детей.

Дети младших групп , развитие которых находится на рубеже перехода от предметной к игровой деятельности, должны получать от среды возможности развития именно этих видов деятельности. В соответствии с закономерностями развития мышления, памяти, внимания, речи и т.д. здесь должна быть мощно представлена среда предметной деятельности и связанных с ней условий сенсорного воспитания и развития детей, здесь же получает питание зарождающаяся игровая деятельность. Таким образом, развивающая среда младшей группы должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой деятельностью. В их содержании должны реализовываться все задачи развития детей этого возраста. Общий вид группы – игровой, яркий, предметный.

В средней группе должно преобладать такое содержание развивающей среды, которое определяет переходный этап от предметной деятельности к более развитой игровой. Этот уровень должен расти, его может обеспечить плавный переход от обеспеченной творческой игры к игре, заставляющей ребенка самого искать комбинации игровой ситуации, обстановки, игрового содержания, правил и действий. Поэтому игровое оборудование в течение года постепенно уступает место академическому содержанию деятельности.

Старшая группа . Здесь идет дальнейшее развитие ведущей деятельности, это период пика развития творческой сюжетно-ролевой игры, и здесь к игре предъявляются особые требования. В старшей группе одна из основных задач педагогов состоит в организации предметно-развивающей среды для познавательного развития. Материалы среды регулярно пополняются.

Подготовительная к школе группа близка по наполнению к старшей группе, но отличается содержанием, в которое укладываются программные задачи, индивидуальные особенности и потребности детей. Здесь те же подходы к формированию среды, может быть, чуть больше объем содержания. Говоря о проектировании развивающей среды детей подготовительной группы, хочется предупредить желание взрослых превратить эту группу в школьный класс с наглядными пособиями, географическими и историческими картами, схемами и пр.

Конечно, если ребёнок чувствует себя значимым человеком, понимает, что его уважают, с ним считаются, он уверен в себе и прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания. Ребёнок в этом случае не боится ошибиться, задаёт вопросы, чтобы правильно решить задачу.

Ребёнок стремиться к самостоятельности, но без помощи взрослого познать мир он не может. Важно, какую позицию при этом выбрал воспитатель. Какой, по-вашему, должна быть эта позиция? (Ответы)

Да, конечно, лучше всего позиция партнёра, но партнёра знающего, умеющего и авторитетного, которому хочется подражать. В этом случае возможно Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия.(3.2.1.)

Известный французский педагог говорил, что дети учатся не столько от учителя, сколько от других детей. И это, в самом деле, так, сверстникам подражать легче, особенно если с ними установлены доброжелательные отношения.

Познавательное развитие предполагает какие-то «открытия» ребёнка, решение каких-то значимых для него задач самостоятельно. Это становится возможным при Поддержке детской инициативы и Возможности выбора материалов, видов активности.

Вы, конечно, помните, что принципиальным отличием ГосСтандарта от ФГТ является четвёртый раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы».

Помните термин, в котором эти требования формулируются?

Да, это целевые ориентиры . Нам сейчас важно выделить те целевые ориентиры, которые позволяют оценить эффективность познавательного развития детей раннего возраста и дошкольников.

Итак, для раннего возраста важно, чтобы ребёнок интересовался окружающими предметами, активно действовал с ними и с игрушками, проявляя настойчивость в достижении результата.

Дошкольники могут достичь большего.

Во-первых, Они овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в игре, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании.

У них более развито воображение, а это один из познавательных психических процессов.

Важным показателем познавательного развития является проявление любознательности. Это значит, что ребёнок задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей.

Ещё один показатель успешного познавательного развития – это склонность к экспериментированию.

Наличие знаний о себе, природном и социальном мире, в котором дошкольник растёт, тоже является одним из целевых ориентиров, характеризующих качественное проживание ребёнком дошкольного детства и его готовности к школе.

К концу пребывания в детском саду мы должны помочь ребёнку освоить начальные представления в области естествознания, математики, истории. Научить, опираясь на собственные знания, принимать самостоятельные решения в разных видах деятельности.

Как показатель преемственности со школой рассматривается формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности.

Заканчивая обсуждение темы, хочу подчеркнуть, что воспитательно-развивающий результат познавательной деятельности, в самом общем виде, — это интеллектуально-нравственное развитие личности, приобретение ребёнком опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру, формирование потребности в знаниях и познании.

Таким образом, при условии правильного организованного педагогического процесса с применением методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, а также с правильно организованной предметно – развивающей средой дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок напряжения усвоить предложенный материал. А чем более подготовленным придет ребёнок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, тем успешнее будет для него начало школьного детства.

Желаю Вам успехов в познавательном развитии детей!