Причины конфликтов между детьми и родителями. Конфликты родителей и детей: как наладить связь между поколениями. Конструктивный способ разрешения конфликтов: "Выигрывают обе стороны: и родитель, и ребенок"

Здравствуйте, дорогие гости нашего блога! Тема нашей очередной статьи "Причины конфликтов между родителями и детьми". Ниже мы попробуем разобраться почему эти конфликты возникают. Подскажем как правильно решать их, без ущерба обеим сторонам. Подробности найдете в статье.

Конфликт отцов и детей существовал во все времена. Сейчас он особо актуален, потому что не обходит стороной даже благополучные семьи. Они происходят на разных этапах взросления ребенка и становления его как личности, по разным причинам. Сказывается и переходный возраст взрослеющего человека и издержки характера родителей.

Причины конфликтов между родителями и детьми

Разрешение конфликтов между родителями и детьми

Способы разрешения конфликтов так же зависят от того, по какой причине они возникли:

И главное - помнить, что конфликты бывают в каждой семье, важно, чтобы они не были бесконечными и долго текущими. Потому что в доме, полном бесконечных споров и ссор, невозможно вырастить достойного человека.

Рекомендуем прочитать статью « ». Расскажем как отношение родителей к своим детям сказывается на дисциплине детей. Почему нельзя допускать в отношениях с детьми как гипертрофированную любовь, граничащую с вседозволенностью, так и проявление всеобщих запретов и абсолютного контроля. Подробности в статье!

Все без исключения родители ожидают рождения младенца с огромным нетерпением. Они стремятся окутать его лаской и вниманием, уделяют ему все свободное время и кучу сил. Несмотря на это, когда дите взрослеет, в кругу семьи неминуемо происходят разногласия.

Достаточно часто такие ситуации приводят не опытных родителей в оцепенение. Папа и мама, не представляя, каким должно быть правильное поведение в той или иной ситуации с повзрослевшим ребенком, только усложняют размолвку некорректным поведением. В этой статье мы рассмотрим причины появления размолвок между детьми и их родителями в кругу некогда дружной семьи. А также мы найдем пути их решения.

Первопричины разногласий между родителями и их детьми

Совершенно все трения между родными и близкими людьми происходят из-за нежелания или неспособности понять друг друга. Ребенок в возрасте 3 лет уже отчасти считает себя как отдельную персону и всеми способами стремится показать родителям, что он сам в состоянии делать какие-нибудь действия, принимать решения. Несмотря на такой решительный настрой, получается это у ребенка не всегда и достаточно часто становится причиной раздражения родителей.

Такая же трудность появляется и у подростков. Девушкам и парням этой возрастной категории не терпится как можно быстрее стать старше. Они стремятся стать самостоятельными и отгородиться от родителей, которые и до этого возраста воспринимают своего ребенка как малыша. Помимо того родители много работают и вместе проведенное время само собой сокращается. В последствие это становится достаточно распространенное причиной семейных выяснений и скандалов.

Причины конфликтов между родителями и детьми по мнению психологов

  • психологическое напряжение, связанное с переходным возрастом;
  • повышенная опека родителей;
  • повышенная агрессивность, как у детей, так и у родителей;
  • отсутствие желание выслушать и понять собеседника;
  • наличие кардинально разных взглядов на жизнь, что более заметно в подростковом возрасте;
  • накопление чувства усталости у родителей от работы или иных занятий, которые никак не связаны с непосредственно жизнью их ребенка.

Решить подобную проблему зачастую нелегко. Еще сложнее это сделать, если в такой ссоре берут участие не только родители и их ребенок, но и бабушка, дедушка, тетя. В такой ситуации вполне возможно ощутимое снижение влияния мамы и папы на ребенка и становится практически не реально достичь любых воспитательных задач.

В любом случае родителям необходимо стремиться решить конфликтую ситуацию в наиболее краткие сроки. К этому нужно подходить максимально спокойно и взвешенно. Необходимо внимательно выслушать своего ребенка и отнестись к его жизненной позиции, мнению, вкусам с должным уважением.

В трудных случаях, если родители, перепробовав все методы, не смогли загладить конфликт, необходимо воспользоваться услугами профессионального психолога. Он поспособствует выходу из конфликтной ситуации и поможет найти общий язык двум враждующим сторонам. Особое внимание следует уделить и психологической профилактике трений такого рода. Ведь любой скандал или ссору намного проще не допустить, чем потом исправить.

Как снять конфликтную ситуацию

  • стабильное увеличение степени развития родителей;
  • постижение родителями изменений ребенка, вызванных сменой возраста;
  • наличие общих увлечений для всей семьи;
  • распределение обязанностей по домашнему хозяйству между всеми членами семьи в равной степени;
  • соблюдение и мамой и папой одной четкой и взвешенной позиции в воспитании;
  • общение в обязательном порядке между родителями и их детьми на любые, даже простые темы.

Данная разновидность конфликтов - одна из самых распространенных в повседневной жизни. Однако она в определенной степени обойдена вниманием специалистов - психологов и педагогов. Мы не рассматриваем проблему конфликта поколений, которая намного шире и активно разрабатывается социологами. Из более чем 700 психолого-педагогических работ по проблеме конфликта вряд ли наберется с десяток-другой публикаций, в центре которых стояла бы проблема конфликтов между родителями и детьми. Она, как правило, изучается в контексте более обширных исследований; семейных отношений (В. Шуман), возрастных кризисов (И. Кон), влияния супружеских конфликтов на развитие детей (А. Ушатиков, А. Спиваковская) и др. Однако невозможно найти такую семью, где бы отсутствовали конфликты между родителями и детьми. Даже в благополучных семьях в более чем 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями (И. Горьковая).

Почему же возникают конфликты между родителями и детьми? Кроме общих причин, продуцирующих конфликтность взаимоотношений людей, которые рассмотрены выше, выделяют психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей:
1. Тип внутрисемейных отношений . Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.
Дисгармония семьи - это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.
2. Деструктивность семейного воспитания . Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:

  • разногласия членов семьи по вопросам воспитания;
  • противоречивость, непоследовательность, неадекватность;
  • опека и запреты во многих сферах жизни детей;
  • повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.

3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности . Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Выделяют следующие возрастные кризисы детей:

  • кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);
  • кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);
  • кризис 6-7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);
  • кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту - 12-14 лет);
  • подростковый кризис 15-17 лет (Д. Эльконин).

4. Личностный фактор . Среди личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, Упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть Представлены как результат ошибок родителей и детей.

Выделяют следующие типы отношений родителей и детей:

  • оптимальный тип отношений родителей и детей; потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями;
  • скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство);
  • скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей;
  • поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители;
  • поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети;
  • родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними (противоречия не замечались родителями и переросли в конфликты, взаимное отчуждение - С. Годник).

Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями:

  • конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);
  • конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания);
  • конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля);
  • конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как :

  • реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);
  • реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);
  • реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).

Исходя из этого основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:

  1. Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.
  2. Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления Щ разрешения возникающих противоречий.
  3. Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса.
  4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.

По мнению психологов (Д. Лешли, А. Рояк, Т. Юферова, С. Якобсон), конструктивному поведению родителей в конфликтах с маленькими детьми может способствовать следующее:

  • всегда помнить об индивидуальности ребенка;
  • учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;
  • стараться понять требования маленького ребенка;
  • помнить, что для перемен нужно время;
  • противоречия воспринимать как факторы нормального развития;
  • проявлять постоянство по отношению к ребенку;
  • чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;
  • одобрять разные варианты конструктивного поведения;
  • совместно искать выход путем перемены в ситуации;
  • уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно»;
  • ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость;
  • дать ребенку возможность прочувствовать неизбежность негативных последствий его проступков;
  • логически разъяснять возможности негативных последствий;
  • расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;
  • использовать положительный пример других детей и родителей;
  • учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей.

Конфликт между родителями и детьми снова приходит в нашу жизнь, уже в рамках семьи, выстроенной нашими же руками. Как разорвать этот порочный круг, прочно обосновавшийся в целой череде поколений? Как, наконец, самим избавиться от плохих состояний и перестать передавать их своим детям?

Конфликт родителей и детей способен лишить покоя любую семью и даже разрушить отношения на долгие годы. Ребенок, выросший в атмосфере постоянных конфликтов, становясь взрослым, нередко отдаляется от родителей. Получив, наконец, долгожданную свободу, он не стремится поддерживать отношения с родительской семьей, воспринимая ее как источник своих многолетних страданий. Как решать и даже предупреждать возникновение конфликтов и недопониманий между поколениями объясняет Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Через более глубокое понимание себя и причин поступков близких людей.

Как сбежать от себя самого

Увы, заложенные в детстве установки, становятся частью нас самих, нашей психики. Поэтому просто «сбежать» от проблемы, отдалившись от родителей, нам не удается. Мы продолжаем нести этот ущерб внутри себя, в собственной душе.

Сегодня, наверное, каждый слышал о том, что «все проблемы родом из детства». Действительно, приобретенные нами в детском возрасте психологические «травмы» и «якоря» в каком-то смысле не дают нам вырасти по-настоящему. Раскрыть и полностью реализовать свой потенциал способностей и талантов. Построить счастливые парные отношения и стать самим успешными родителями.

Так создается замкнутый круг. Конфликт между родителями и детьми снова приходит в нашу жизнь, уже в рамках семьи, выстроенной нашими же руками. Как разорвать этот порочный круг, прочно обосновавшийся в целой череде поколений? Как, наконец, самим избавиться от плохих состояний и перестать передавать их своим детям?

Начать с себя

Чтобы разобрать накопившуюся кучу взаимных претензий между представителями разных поколений, нужно найти некую первоначальную точку опоры. И легче всего найти ее внутри себя.

Почему у меня вот именно такой поступок мамы вызвал определенную реакцию (обиду, злость, гнев)? Почему в собственном ребенке меня раздражают определенные его особенности или привычки? Ответы на любые подобные вопросы лежат в устройстве человеческой психики.

Генетика – не «лженаука»? В кого вообще я такой?

Генетически, по наследству, мы можем получить от родителей только внешние признаки: цвет глаз или форму носа. Но психика каждого человека устроена по-своему. В ее основе, как объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана, лежат восемь векторов, или восемь базисных элементов психики.

Каждый из них задает человеку определенный набор врожденных особенностей, свойств и желаний. Набор векторов у каждого человека свой. И по свойствам своей психики мы можем кардинально отличаться от своих родителей, как и наши дети – от нас.

Все конфликты между родителями и детьми основаны, прежде всего, на отсутствии необходимых психологических знаний. Мы не знаем самих себя и не знаем собственных детей. Системное восприятие мира и людей вокруг помогает нам избавиться от этой психологической слепоты и, наконец, разглядеть себя и других такими, как мы есть на самом деле.


Родители и дети: конфликты векторов

Вот перед нами медлительный, неторопливый малыш. Сбитенький и крепкий, слегка косолапит. Он медленно возится, раскладывая по местам свои игрушки. Медленно одевается и собирается в садик. Чтобы тщательно завершить свои дела, этому малышу, обладающему, согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, требуется больше времени, чем остальным.

На пороге от нетерпения уже подпрыгивает его шустрая мама с . «Долго ты еще будешь возиться? Сколько можно? Мы из-за тебя опоздаем опять! Ну ты и тормоз у меня, неужели побыстрее собраться не можешь?»

Конечно, без системных знаний, кожной маме не понять своего малыша. Ее-то психика устроена с точностью до наоборот: она подвижная и ловкая, быстрая и активная. Ценит время, не терпит опозданий.

Ошибки обходятся дорого

Увы, но незнание законов устройства психики вовсе не освобождает нас от негативных последствий ошибочного воспитания.

Например, анальному ребенку от природы вовсе не случайно задана такая медлительность и тщательность. Это обладатель аналитического ума, для него важно, чтобы все было тщательно и «по полочкам». Он устремлен к достижению качества. Если давать такому ребенку достаточно времени, из него вырастет прекрасный ученый, аналитик, педагог, критик. А в школьном возрасте он непременно будет лучшим учеником в классе, ведь накапливать знания – его природное желание.

Когда анального ребенка обрывают и торопят, его психика неспособна развиваться адекватно. Негативные последствия в этом случае могут быть такими:

– упрямство и негативизм как в бытовых вопросах, так и в учебных

– запоры (как следствие того, что мама подгоняет, «срывает с горшка»)

– стремление не к конструктивной критике, а к тому, чтобы унизить и обесценить действия других людей

– агрессия и самоагрессия как физическая, так и вербальная

– заикание (в случае постоянного прерывания действий и речи ребенка, когда он пытается о чем-то рассказать)

– проблемы с пищеварением или нарушения сердечного ритма.

Семья – сложная система из разных людей

Это лишь один азбучный пример из системно-векторной психологии Юрия Бурлана, который наглядно демонстрирует последствия нашей психологической безграмотности. На самом деле в масштабе одной семьи ситуация намного сложнее.

Возникает не только родительский конфликт с ребенком. Отношения в паре тоже строятся на базе взаимного непонимания. Это приводит к тому, что наши дети растут в атмосфере ссор и бесконечных претензий.

Братьям и сестрам тоже редко удается научиться строить благоприятные отношения между собой: в этой ситуации конфликты между детьми практически неизбежны.


Преодолимый конфликт: дети и родители могут понять друг друга

Благодаря системному восприятию людей, мы становимся способны видеть друг друга такими, как мы есть.

Прежде всего, это дает нам возможность полностью пересмотреть свои собственные детские психотравмы, обиды на родителей, свои претензии к ним. Это имеет колоссальное значение.

Дело в том, что, как объясняет системно-векторная психология Юрия Бурлана, обычай почитать отца и мать возник в культуре и различных религиях далеко не случайно. От родителей мы принимаем саму жизнь как таковую. И когда в своем сердце мы отталкиваем родителей (возможно, они были несправедливы или даже жестоки к нам), то бессознательно, вместе с этим мы отвергаем и саму жизнь. Лишаем себя возможности проживать ее радостно и счастливо.

На тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана мы получаем осознание всех причин, почему наши родители проявляли себя тем или иным образом. Это помогает нам освободить свое сердце от претензий и обид в их адрес.

Это вовсе не значит, что вы примете в свой дом алкоголика-отца, который бросил вас в раннем детстве и не показывался в вашей жизни несколько десятков лет. Мы вправе защищать себя от реального ущерба, который несут другие люди, даже если это наши родители.

Но осознание причин их поступков, их мотивов помогает вам освободить себя от любых негативных последствий. Психика сбрасывает с себя тот непосильный груз, который тяжелым бременем отягощал вас долгие годы. И вы становитесь способны максимально реализоваться в жизни и получать от нее радость и наслаждение.

Быть счастливым – растить счастливых

С другой стороны, мы получаем возможность наконец-то ясным взором увидеть своих собственных детей. Детально осознать особенности их психики, получить оптимальную модель воспитания. Наши парные отношения тоже выходят на совершенно другой уровень взаимопонимания и душевной близости. Нивелируются внутрисемейные конфликты детей между собой.

Благодаря системному восприятию, семья получает полное оздоровление. Об этом свидетельствует , прошедших тренинг.

Стройте счастливые отношения между поколениями через обретение системного взгляда на мир. Регистрируйтесь на бесплатные онлайн-лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана .

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ

Для маленького ребенка родители – существа, которых он почитает и обожает. Такой авторитет родители имеют просто потому, что они взрослые, а ребенок еще мал, неумел и слаб. Он бессознательно «впитывает» от родителей все: манеры поведения, вкусы и взгляды, ценности и моральные нормы. Но со временем соотношение сил меняется. Наступает критический момент, когда авторитет родителей перестает держаться на преимуществах возраста. Что же тогда происходит?

Необходимо понять, что путь насилия над ребенком безнадежен и рано или поздно приведет к разрыву отношений. Взрослый теряет авторитет, если начинает полагаться на запреты, давление и приказ.

Секрет мудрого поведения родителей прост: нужно уметь правильно разрешать любой конфликт, а не пытаться его избежать или стараться замять. Тем более, что конфликты в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях

Конфликтные ситуации подстерегают нас чуть ли не на каждом шагу, и в одних случаях дело кончается открытым спором, в других – невысказанной и затаенной обидой, а бывает, и настоящим «сражением».

Слово «конфликт» произошло от лат. «conflictus» (столкновение) и означает столкновение противоположных целей, мотивов, точек зрения интересов участников взаимодействия.

Очевидно, что причина конфликта кроется в столкновении интересов родителя и ребенка. В подобных случаях удовлетворение желания одной стороны означает ущемление интересов другой и вызывает сильные отрицательные переживания: раздражение, обиду, гнев. Можно сказать, что при столкновении интересов возникает проблема сразу у обоих: и у ребенка, и у родителя. Что же делать в таких случаях? Родители решают эту задачу по-разному. Одни говорят: «Вообще не нужно доводить до конфликтов». Но, к сожалению, никто не застрахован от того, что желания наши и нашего ребенка однажды разойдутся. Жизнь слишком сложна, чтобы интересы родителей и детей (да и родителей между собой) всегда совпадали.

Когда начинаются противоречия, одни родители не видят никакого другого выхода, как настоять на своем, другие же, напротив, считают, что лучше уступить, сохраняя мир.

Так появляются два неконструктивных способа разрешения конфликтов, которые известны под общим названием «Выигрывает только один».

Есть и другой вариант этого способа – мягко, но настойчиво требовать от ребенка выполнения своего желания. Часто это сопровождается объяснениями, с которыми ребенок в конце концов соглашается. Однако если такой нажим – постоянная тактика родителей, с помощью которой они всегда добиваются своего, то ребенок усваивает другое правило: «Мои личные интересы (желания, потребности) не в счет, все равно придется делать то, что хотят или требуют родители».

По этому пути идут родители, которые либо боятся конфликтов («мир любой ценой»), либо готовы постоянно жертвовать собой «ради блага ребенка», либо и то и другое.

В этих случаях дети растут эгоистами, не приученными к порядку, не умеющими себя организовать. Все это может быть и не так заметно в пределах семейной «всеобщей уступчивости», но едва они выходят за двери дома и включаются в какое-то общее дело, как начинают испытывать большие трудности. В школе, на работе, в любой компании им уже никто не хочет потакать. Со своими завышенными требованиями к окружающим и неспособностью идти навстречу другим они остаются в одиночестве, часто встречают насмешки и даже отвержение

Таким образом, неправильно разрешаемые семейные конфликты, большие и маленькие, неизбежно дают «эффект накопления». А под его влиянием формируются черты характера, которые потом оборачиваются судьбой детей и родителей. Поэтому очень важно внимательно относиться к каждому столкновению интересов между вами и вашим ребенком. Какой же путь выхода из конфликта? Оказывается можно повернуть дело так, обе сторон окажутся в выигрыше.

Сначала родитель выслушивает ребенка. Уточняет, в чем состоит его проблема, а именно: что он хочет или не хочет, что ему нужно или важно, что его затрудняет и т. д. Делает он это в стиле активного слушания, то есть обязательно озвучивает желание, потребность или затруднение ребенка. После того,как он убедится, что вы слышите его проблему, он с гораздо большей готовностью услышит и вашу, а также примет участие в поисках совместного решения. Часто, едва взрослый начинает активно слушать ребенка, острота назревающего конфликта спадает. То, что вначале казалось «простым упрямством», начинает восприниматься родителем как проблема, заслуживающая внимания. Тогда возникает готовность пойти навстречу ребенку. Выслушав ребенка, нужно сказать ему о своем желании или проблеме. Это очень ответственный момент. Ребенку не менее важно узнать больше и точнее о вашем переживании, чем вам – о его.

Начинать надо с вопроса: «Как же нам быть?». Когда сбор предложений окончен, делают следующий шаг.

Следующий шаг- это совместное обсуждение предложений. «Стороны» к этому времени уже знают интересы друг друга, и предыдущие шаги помогают создать атмосферу взаимного уважения.

Итак, этот способ решения конфликтов никого не оставляет с чувством проигрыша, а даже наоборот, приглашает к сотрудничеству с самого начала, и в конечном итоге выигрывают все.